Элементарно – Менделеев! В Тобольском драмтеатре показали эскиз спектакля «101 элемент»

фото Сергея Верещагина

Факты, легенды и мифы о столпе российской науки
В Тобольском драматическом театре нахимичили и представили эскиз спектакля «101 элемент» (16+).
Так труппа театра отметила юбилей Дмитрия Ивановича Менделеева – 190 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка. Подготовить праздничную постановку ей помогли главреж Саровской драмы Антон Морозов, драматург Полина Коротыч и художник Катя Никитина в рамках работы творческой лаборатории, открывшей свои двери на VII фестивале «Театр Наций Фест».

Напомним,

эскиз «Этапы», поставленный в прошлом году Дмитрием Крестьянкиным в рамках работы лаборатории в стенах Тюремного замка, планируют добавить в репертуар нашего театра уже в августе.

Приезжей команде пришлось близко познакомиться с этапами жизни-творчества Менделеева, нашим – собраться и за неделю собрать крепкую постановку, тем и другим – как минимум полистать учебник химии.

В итоге зрители увидели эскиз, а на наш взгляд – вполне цельный спектакль, состоящий, как и Периодическая таблица химических элементов, из семи периодов.

– Вас удивит, насколько это будет нетривиально, – предупредил перед премьерным показом Антон Морозов. – Возможно, многие воспримут эскиз как насмешку, но у нас не было цели кого-то обидеть, и внутри эскиза есть возможность пробовать, ошибаться, обсудить какие-то детали. В представлении большинства людей Менделеев – это памятник, столп, и если мы будем дополнительно драматизировать по этому поводу…

Поэтому нет, драмы в привычном смысле на сцене малого театра мы не увидели. Это был спектакль-гротеск, спектакль-шарж, яркая и динамичная история о человеке с мировым именем как… о человеке.

– Мы начали искать истории, не только факты, но и мифы. Какие-то вещи веселят, какие-то завораживают… Нам хотелось показать не великого учёного, а человека, у которого есть свои пристрастия, свои ненависти и любови. И, думаю, именно про трогательного человека у нас получилось.

С ненавистями и любовями Менделеева мы встречаемся в каждом периоде его жизни-таблицы. Художник Катя Никитина создала на сцене удивительное пространство – компактное и объёмное одновременно, внутри которого персонажи перемещаются по ячейкам, напоминающим клетки, в которых сидят химические элементы в таблице.

Алексей Чупин, вновь в роли тобольского гения, только на этот раз не поэта, а учёного, сначала растёт под присмотром матушки — Наталии Пономарёвой. «Жги, Дима», – её неизменное напутствие звучит ему вслед, когда он отправляется по клеткам – вёрстам железной дороги расти в великого учёного. Мягкая, как щелочные металлы, глава его жизни продолжается токсичной, как фосфор и мышьяк, семейной жизнью. Марина Некрасова в роли первой его жены Феозвы Никитичны была до невозможности правдоподобна — и от этой невозможности жизни с нею Дмитрий Иванович движется дальше: и к новой жене Анне Поповой (Татьяна Артемчук), и сквозь углеродное светское общество, куда влекут его дочь Люба (Лиана Токарева) и её муж Александр Блок (Денис Юдин). Спектакль ведёт зрителя через Палату мер и весов и инертные газы, сажает за шахматный стол с художником Архипом Куинджи (Игорь Колдачёв), наполняет кислородом воздушные шары и в финале повествования ставит чемодан ребром.

Создатели эскиза смешали в колбе правду, вымысел, ячейки биографии и штрихи воспоминаний современников и ждали реакции зрителей. «Великолепный спектакль», – отметили многие. Ну, а обоснуется ли новый спектакль в театральном репертуаре, покажет время.

– Я прочитала разные мифы и реальные истории, и мне хотелось соединить всё это и сделать такое пространство внутри текста, которое будет не то чтобы правда и не то чтобы вымысел, что-то посередине. Большая фигура всегда обрастает большим количеством слухов и легенд, и именно эта мифологизированность и привлекала меня. Хотелось говорить не о стереотипах, а посмотреть на человека с разных сторон, – объяснила задумку драматург Полина Коротыч. – Можно и нужно иронизировать, чтобы снять излишнюю патетику, чтобы приблизить Менделеева к нам. Юмор и некоторая абсурдность добавляют живое движение, и это было важно.

Интервью о том, как «очеловечивали» великого учёного, смотрите здесь

Вам может также понравиться...