На три дня поменялись сценами тоболяки и дзержинцы
Дзержинский театр драмы привёз нам «Капитанскую дочку» (особенно дорогую тоболякам повесть Пушкина), «А зори здесь тихие» (по повести Бориса Васильева), «Дураки вы, мужики» Александра Коровкина и «Как Бабы Яги сказку спасали» Михаила Мокиенко. Наши увезли достойный ответ: «На бойком месте» Островского, пушкинскую «Сказку о царе Салтане» и «Точку зрения» по Шукшину.
Себя показать и на других посмотреть театры смогли благодаря межрегиональной программе «Большие гастроли», которая организует глобальный обменный гастрольный процесс благодаря поддержке Министерства культуры РФ.
– Гастроль – это всегда экзамен, – делится мнением главный режиссёр Дзержинского драматического Андрей Подскребкин. – Это возможность театра проверить себя на новом зрителе и большая эмоциональная встряска для артистов.
То, что дзержинцы справляются с экзаменом, было видно и слышно уже после первого гастрольного дня – по аплодисментам зрителей и разговорам в фойе. Конечно, педагоги Тобольска обрадовались удаче и привели учеников на «Капитанскую дочку» – отличный урок по Пушкину получился. «Сюжет — не хуже, чем в «Титанике», только вместо корабля бунт», – довольно тонко подмечали школяры.
– А зрителя и нужно воспитывать с детства. Мы же, театры малых городов, такие: мы и ТЮЗ, и драма, и театр комедии. Чтобы быть интересным всем зрителям, театру нужна и народная комедия, и высокая классика, и молодёжные спектакли, – отмечает Подскребкин. И отвечает на ремарки тобольских школьников: – «Капитанская дочка» – это любовная история в ужасных условиях бунта. И каждый раз, когда я беру для постановки классику, я как будто спорю с тем, что нам преподавали в школе. Ведь это часто бывало скучным, несовременным. Необходимо сегодняшнее прочтение. Если у учителей возникают вопросы, я готов объяснить, почему спектакль получился именно таким, почему поступок дочери капитана Миронова более героичен, чем гибель офицера в бою. Да потому что это был абсолютно сумасшедший шаг, небывалая жертвенность — лично обратиться к императрице, что каралось казнью! Я рассказываю и о прототипах. Вот вы знали, например, что прототип Швабрина, который в реальной жизни не был, конечно, таким подлым человеком, как в повести, был сослан в Тобольск?
Андрей Подскребкин сетует, что за короткие гастрольные дни артисты не успевают как следует познакомиться с театром, в котором гостят. Тем более что главреж Дзержинской драмы ждал приглашения от Тобольска ещё с поры получения диплома… Спустя годы Подскребкин всё-таки добрался до далёкого сибирского города, да не один, а с целым театром, который впервые пересёк с гастролями Уральские горы.
Но первая гастроль не вышла комом. И «Капитанская дочка», и «Зори», и «Дураки» пришлись по нраву тобольскому зрителю. И дзержинцы оценили тёплый приём и тобольские овации:
– Тобольск — театральный город. Это видно по тому, как ваши зрители слушают, как они смотрят спектакль, как реагируют. Слава богу, театр держит своего зрителя и не обманывает его. И зритель душой откликается на происходящее, радуется, когда видит живой, настоящий театр.