В память о настоящем генерале

фото Юрия Попова

Сегодня исполнилось бы 80 лет Владимиру Васильевичу Юдину – человеку, который не только продолжил развитие нефтехимического производства в Тобольске, но и открыл эпоху новой жизни для города. Собственно жителем Тобольска Владимир Юдин стал в 1986-м, в свои 45 лет, приехав на должность генерального директора «Тобольск-Нефтехима». В 1963–1975 годы Владимир Юдин прошёл путь от аппаратчика до заместителя главного инженера – начальника отдела охраны природы Омского завода синтетического каучука. С 1975 до 1980 года был главным инженером, а с 1980 до 1986 — директором этого же завода.

В 1986 году он стал гендиректором Тобольского нефтехима, а с 1993 до 1998 года был генеральным директором, президентом, членом совета директоров АО «Тобольский нефтехимкомбинат». С 1996 года одновременно работал завкафедрой химии и химической технологии Тобольского филиала ТюмГНГУ.

Под его руководством выведен на проектную мощность завод «Бутадиен», начато строительство производства «Изобутилена и МТБЭ».

С 1989 до 1993 года Юдин был народным депутат России, с 1994 года – депутатом Тюменской областной думы первого и второго созывов.

В 1987-м я приехал в Тобольск на должность главного инженера бутадиена, – вспоминает Леонид Жернаков, советник генерального директора «ЗапСибНефтехима», экс-гендиректор «Тобольск-Нефтехима». – Тогда мне как молодому специалисту дали новую квартиру от НКХ, и я в свободное время занимался ремонтом. Как-то после работы, часов в 11 вечера, – звонок в дверь. Открываю, а на пороге – Владимир Васильевич. Оказывается, пришёл узнать, как устроился, может, чем помочь. И так мог прийти проведать каждого рабочего, с кем работал долгие годы.

Он всегда держался очень просто, рассказывают люди, которые с ним работали. Не было у него генеральских замашек. А ещё вспоминают, что мог вести любой процесс, окажись он, скажем, с комиссией на заводе бутадиена: ведь сам когда-то начинал работу с первой ступени карьерной лестницы и знал все детали производства.

Производственник и директор, с другой стороны Владимир Юдин был изобретателем: на его счету 39 изобретений, соавторство в 85 рационализаторских предложениях, две научно-методические работы по проблемам профилактики влияния технологических процессов на здоровье работников химических производств.

Те, кого жизнь сводила с Юдиным, отмечают его хозяйский подход ко всему. В первую очередь, конечно, к производству.

Была у него присказка: «Играем в прятки: кто не спрятался, я не виноват». Пытался разобраться во всём и никому не спускал ошибок, – вспоминает Михаил Падунов, работавший в 1987-2014 гг. начальником участка изобутилена МТБЭ и ведший протоколы планёрок, которые проводил Юдин. – Был требовательным, но справедливым: как наказывал, лишением премии например, так и поощрял за хорошую работу. Каждую субботу объезжал производство и, если отмечал чьи-то успехи, обязательно рассказывал всем.

Вспоминают о его ответственности перед людьми, которые работали под его началом. Юдину пришлось обеспечивать выживание комбината и отстаивать его коллектив во времена перестройки – в условиях социально-экономического кризиса.

– В то время мы обеспечивали своих работников сельскохозяйственными продуктами. У нас были свои подшефные совхозы, свинарник, теплицы, где помимо овощей выращивали бананы и даже кофе, – рассказывает бывший председателем профсоюза Тобольской промплощадки Абузар Зиятов.

Коллектив нефтехимкомбината тогда взял шефство над тремя городскими и одной сельской школами, над детским домом: он закупал для них оборудование, оснащал учебные лаборатории, ремонтировал здания. Михаил Падунов рассказывает, как цеха нефтехима брали шефство над выпускниками детдомов, которые приходили работать на комбинат.

Владимир Юдин со всей ответственностью отнёсся и к городу, который на долгие годы стал ему домом: по его инициативе были построены отель «Славянская», ландшафтный парк, ДК «Синтез», спорткомплекс «Молодость», здание бывшего супермаркета, учебный корпус Тобольского индустриального института, больница, которая в то время звалась энхаковской, и поликлиника. И даже перинатальный центр, который открылся уже после смерти Юдина, – тоже его задумка. Рос НХК – рос нагорный Тобольск: четвёртый, шестой, седьмой микрорайоны…

Специалисты, приезжавшие на строительство НХК в 70-80-е, вспоминают грязь вместо улиц, по которой можно было пройти разве что в сапогах. Галина Яркова, приехавшая в Сибирь за мужем, тоже запомнила эту знаменитую тобольскую грязь: ведь в лодочках итальянской выделки она могла пройти, разве что надев поверх галоши. Зато она же смогла в полной мере оценить вклад Юдина в преображение города: вспоминает, как обустраивали Комсомольский тротуарами, как засеивали его газонной травой (опыта её выращивания, кстати, набирались в Турции), как посадили по юдинской задумке ёлочки.

Когда приводили в порядок Комсомольский проспект, он отметил: дорожки прокладывайте там, где ходят люди, – вспоминает Галина Яркова. Она работала на Тобольской промплощадке с 1980 года по 2017-й, была полномочным представителем Юдина, когда он баллотировался в Государственную Думу. Рассказывает, как Юдин отстоял тобольских студентов индустриального института, как в кризисные времена решали проблемы с выплатой заработной платы с помощью продуктов из заводских совхозов, выдавая в счёт зарплаты технику и дефицитную одежды.

Несмотря на непростые времена, в Тобольске тогда всё-таки построили и ввели в эксплуатацию завод по производству изобутилена. А у местных студентов до сих пор есть возможность изучать в родном городе тонкости нефтехимического производства. Для комфорта маленьких тоболяков и их родителей функционирует современный перинатальный центре, зеленеют ели на Комсомольском, вот-вот будет введена в эксплуатацию обновлённая «Молодость» – опять же при поддержке «СИБУР Тобольска».

Семена, брошенные Владимиром Юдиным в тобольскую землю, взошли и набирают силу. Впрочем, город не остался в долгу: назвал одну из своих улиц именем Юдина, а самого Владимира Васильевича – своим почётным гражданином.

Читайте также: