Портрет художника. Степное поле творчества

фото Дарьи Федотовой

В павильоне «Вольница» ТЦ «Ермак» до начала января открыта выставка Владимира Галатенко.

Всё началось с вьюнка. Крохотный степной цветок с бледными тонкими лепестками. Как уберёгся он от ветра, широкого шага, июньского ливня? А гляди-ка, выжил, выстоял и трогательно тянется к солнцу.

После Владимир Галатенко, уже став заслуженным художником РФ, лауреатом множества премий, действительным членом Русской академии наук и искусств и Парижской международной академии наук и искусств, членом-корреспондентом Российской академии художеств, удивлялся крупным, ароматным бутонам чужеземных вьюнов. Его душе и кисти навсегда подарила колорит серо-коричневая астраханская степь.

Володя Галатенко родился в посёлке Железнодорожного разъезда № 6 Яндыковского сельсовета Лиманского района Астраханской области.  Мальчишке, чьё детство выпало на послевоенные годы, за счастье было получить в подарок цветные карандаши. Неяркие, сдержанные их цвета как нельзя лучше передавали степные просторы.

Всё идёт от степи, — рассказывает Владимир, приглашённый в редакцию «Тобольской правды». А ещё раньше – приглашённый в Тобольск председателем фонда «Возрождение Тобольска» Аркадием Елфимовым, который выработал у тоболяков привычку к регулярным встречам с настоящим искусством и его творцами. – Мой любимый колорит – степные цветы, травы. А особенно удивительно вдруг посреди пустого степного пространства, на песке увидеть ирис – настоящее чудо.

фото Дарьи Федотовой

И вьюны, и ирисы вы непременно увидите на картинах художника. Он вспоминает, как в детстве его укоряли: надо следовать за натурой, а не выдумывать. Потом, говорит, приходилось навёрстывать упущенное – и фантазировать, фантазировать. Хрупкие тонкие лепестки удивительно реальны, но на следующее полотно садятся яркой бабочкой, пышными оборками – и перед нами портрет,  которым в галерее галатенковских «женщин-цветов» отведено немало места.

Сам художник говорит о себе как о творце масштабных полотен, но в Тобольск, конечно, приехали полотна поменьше. Бродя меж пейзажей и портретов, графикой и живописью, вы удивитесь, насколько Галатенко может быть разным. Но и кисти-карандаши его прошли немалый путь: был он и художником-оформителем – его павильоны встречали посетителей ВДНХ в конце 1970-х. Как художник-постановщик открывал и закрывал XXII Летние Олимпийские игры. Иллюстрирует книги, пишет с натуры, отправляется в художественные экспедиции и сочиняет абстрактные полотна. Если кого-то из художников смущает такое широкое, поистине степное, поле деятельности, то Галатенко оно устраивает: он пробует всё, и такая изменчивость ему по нраву.

Тушь, масло, темпера, любимые художником карандаши. Тувинские сказки, реалистичные наброски, привезённые с нарымских болот, абстракции, натюрморты и портреты. Работы художника прижились в российских, германских, итальянских, латвийских музеях и галереях, а до конца этого года вы сможете увидеть их и у нас. Это ли не чудо — будто ирис посреди степи?

Вам может также понравиться...