Класс с распахнутыми окнами
«Почему нет?» — для кого-то простой вопрос. Для учителя биологии Тобольского лицея Екатерины Бушуевой – формула её личного прогресса.
Это «Почему нет?» привело сначала на биолого-химический факультет педагогического института, после вернуло в альма-матер, её же лицей, преподавателем. Почему нет? – и Екатерина Бушуева шагает в конкурс «Педагог года». Первое же профессиональное состязание вручило ей сначала городского хрустального пеликана, а после – и областного.
— Пеликанов не считаю своей личной заслугой, — объясняет Екатерина. – Это награда всей нашей творческой группы, которая поддерживала меня на каждом этапе конкурса, подсказывала, консультировала. У нас сильная команда, которая включает и комитет по образованию администрации города, и моих преподавателей из пединститута, и лицейских наставников.
С такой силой за спиной и всероссийский этап конкурса не пугает. Но свои шансы на высокую оценку Екатерина тщательно взвешивает: знает слабые места и над чем ещё работать. Времени, а главное, желания у неё достаточно.
А сегодня май. Он бросает на парты солнечные полосы, стучит в окно птичьим щебетом. Екатерина Анатольевна распахивает окно и впускает в класс… науку.
— С подачи нашего комитета по образованию мы постоянно ищем новые форматы работы на уроке, одна из актуальных на сегодня тенденций – трансформирующееся пространство, — говорит Екатерина.
Для школьников эта формулировка означает, что границы урока не замкнутся в классных стенах и полем деятельности станет город. На улицах, в сквере или даже на предприятии куда интереснее изучать природные процессы и наблюдать, как меняется среда под воздействием человека (антропогенных факторов, сказали бы на уроке Екатерины Анатольевны). Тот же приём она использовала и на областном этапе «Педагога года»: провела доверенный ей класс по залам палеонтологического музея, устроив школьникам захватывающую игру-поиск. Говорят, интересно было не только детям, коллеги бы тоже не отказались сыграть.
— Люблю играть с детьми. Игра – не обязательно развлечение. Если правильно увлечь, ученик будет стремиться к поиску решения, к изучению, к саморазвитию, — раскидывает хитрые образовательные сети учительница. И придумывает новые игры: головоломки, стратегии. Со школьниками помладше выдвигают гипотезы о происхождении человека, со старшими изучают биологию в «Эволюции» — настольной игре, основанной на теории Дарвина.
Эволюция – и для образования процесс актуальный. Сама Екатерина удивляется старой манере преподавания: время меняется, дети меняются, почему же учитель должен закоснеть и держаться за прежние конспекты? Постоянно меняться, учиться самому и научить впитывать знания других – такой видит свою миссию Екатерина Бушуева. И распахивает окна – в май, навстречу свежему ветру – знаний, конечно, к новым горизонтам и открытиям.