Аэропорт Тобольска начнёт принимать регулярные рейсы с 15 октября

Сейчас здесь ещё пахнет свежей краской, в зале регистрации стоят коробки с оборудованием, а кресла обёрнуты защитной плёнкой. Но пара штрихов, несколько завершающих деталей, и строителей и отделочников сменят первые пассажиры, зашуршат багажные ленты, а со стороны кафе запахнет кофе и свежими калачами.

Уже известно, что в расписании рейсов появятся полёты в Москву – три раза в неделю, Санкт-Петербург («Аэрофлот») – четыре раза в неделю, Екатеринбург (Red Wings) и Новосибирск (S7) – два раза в неделю. Сделать доступнее цены на билеты в трёх последних направлениях поможет федеральная программа субсидирования авиаперевозок. Если на московские рейсы спрос будет выше, их число увеличат до пяти в неделю.

Современный. Уникальный. Наш

Аэропорт, который построен в 30 км от Тобольска совместными усилиями компании СИБУР и правительства Тюменской области, уникален сразу по нескольким параметрам. Во-первых, это первый в истории современной России аэропорт, построенный для города со стотысячным населением. Евгений Красиков, директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты Регионов» – управляющей компании, в ведении которой наземное обслуживание самолётов, поддержание технической готовности аэропорта, организация пассажирских воздушных перевозок, – напомнил, что появление аэропорта в таком небольшом городе должно серьёзно увеличить туристический поток. В доаэропортную эпоху в первую столицу Сибири приезжало около 400 тысяч гостей, отметил Красиков.

Второй рекорд тобольского аэропорта — сроки его строительства: начатое в 2019-м, оно завершилось практически за 2 года. В пик строительных работ на площадке было задействовано около 2000 человек и свыше 800 единиц техники.

Ещё один аргумент, свидетельствующий об уникальности наших новых воздушных ворот, – коэффициент ровности взлётно-посадочной полосы: Государственный научно-исследовательский институт Гражданской авиации оценил её на пятёрку при среднем по России коэффициенту 3 единицы. Пока полоса пустует большую часть времени и бетонным полем простирается до горизонта на 2 400 метров. Но в ожидании пассажирских рейсов она уже не раз испытана техническими – первый такой рейс сел на взлётно-посадочную полосу тобольского аэропорта уже 24 марта 2020-го.

Современному аэропорту – современные материалы: полимеры, произведённые СИБУРом, пошли на трубы сетей водосточных коммуникаций и трубы для механической защиты электрокабельных линий и кабель-каналов, объяснил руководитель проекта строительства аэропорта Алексей Мушкин. А интерьеры аэропорта созданы из сибуровского полимера на 90 %.

Именем Ремезова

На территории аэропорта уже завершены общестроительные, механомонтажные, электротехнические, отделочные работы, а также работы по благоустройству территории. Снаружи аэропорт – аккуратный и новенький, как только что распакованная игрушечка, – и территория вокруг него выглядят готовыми к приёму гостей. Сейчас полным ходом идёт монтаж внутренних интерьерных конструкций.

Облик нового тобольского аэровокзала уже легко читается: строгие линии, чистые яркие цвета и… почерк тобольского архитектона. В голосовании за имя для аэропорта выиграл Семён Ульянович Ремезов – сибирский да Винчи и энциклопедист, картограф, архитектор и строительЗа него отдало свои голоса большинство участников опроса. В здании нового аэровокзала Ремезов и встретит, и проводит пассажиров.

Его имя начертано на двух языках на фасаде аэровокзала. Изображения одного из символов Тобольска — кремля и его автора увидят пассажиры у стоек регистрации. Карты и рисунки ремезовой кисти сопроводят посетителей комплекса до самого выхода на посадку.

– Особое внимание при оформлении мы уделили научному труду Ремезова. Он был талантлив во многих сферах. Мы хотим показать его глубину и многогранность, его любовь к родине и своему народу. Мы хотим познакомить посетителей аэропорта не с очередным «великим человеком», а с трудягой, сибиряком и патриотом, — объяснил концепцию генеральный директор Skimen Studio Валентин Фролов.

Skimen Studio — компания, уже оставившая в Тобольске красочный след. Художники именно этой студии — авторы проекта «Соседи СИБУРа», ставшего визитной карточкой «ЗСНХ». Арт-проект, преобразивший резервуары для технической воды, стал победителем конкурса по разработке эскизов в 2019 году. С тех пор портфолио студии пополнилось концепцией оформления терминала внутренних линий международного аэропорта им. И.В. Курчатова в Челябинске. Дизайн-проект тобольского аэровокзального комплекса – тоже их графических планшетов дело.

Терминал располагает двумя залами для пассажиров (бизнес-зал оснащён переговорной), кафе «Тобольский калач», комнатой матери и ребёнка, зонами регистрации на рейс, прилёта и вылета пассажиров. В целом комплекс включает в себя не только одноэтажный терминал, но и трёхэтажное здание с административными помещениями.

Интерьер аэропорта напоминает современный музей, в котором основой для создания всех «экспонатов» послужили атласы Ремезова. Элементы дизайна не только декоративные, но и интерактивные: информацию о Ремезове и его трудах можно прочесть и в подсвеченных лайт-боксах — витринах, и нажимая на кнопки мультимедийных экранов.

Никто не сможет пройти мимо дизайнерского панно, раскинувшего стрелки во все стороны света прямо в центре пола. «Роза ветров» – это прототип иллюстрации из чертёжной книги Семёна Ремезова. Она превращает пол в огромную карту, глядя на которую пассажир может только радоваться появлению в Тобольске собственного аэропорта. Карта наглядно показывает, сколько до иных мест нужно было добираться раньше, и сколько теперь, в эпоху собственного аэропорта. Можно только ликовать, что путь в Петербург, который прежде можно было преодолеть за 10 недель на лошади, сократился до 4 часов самолётом. Ну, или узнать, что дорога до Екатеринбурга могла занять до двух недель для путешествующих верблюжьим транспортом. Сейчас же – о радость! – это всего один крылатый час.

Импульс к развитию

Аэропорт даёт возможность, с одной стороны, увеличить число гостей в нашем городе, с другой – позволяет тоболякам напрямую, с минимальными затратами времени посещать крупнейшие города страны, – отметил глава города Максим Афанасьев, назвав аэропорт драйвером социально-экономического развития города. – Мы приняли программу, позволяющую субъектам малого предпринимательства на беспрецедентных условиях осуществлять свою коммерческую деятельность по видам туристской направленности в объектах культурного наследия Тобольска. Другими словами, мы готовы под инициативы предпринимателей реставрировать объекты культурного наследия и предоставлять их на льготных условиях. В тобольской агломерации множество предпринимателей, которые имеют смелые и яркие проекты, и сегодняшняя непростая логистика тормозит продвижение их инициатив. Общаясь на различных площадках, мы видим их радостный настрой в связи с открытием аэропорта и смелые заявления, что с его помощью они смогут выйти на федеральный уровень, развивать свои компетенции. Аэропорт для Тобольска – это новые рабочие места, увеличение туристического потока, который открывает новые возможности для тобольского бизнеса, для создания инфраструктуры туристической направленности, повышения качества жизни тоболяков.

Сегодня, когда до открытия аэропорта осталось несколько недель, персонал аэропорта укомплектован полностью, 90 % штата – местные жители. Из других регионов, объяснил Евгений Красиков, приглашали лишь уникальных специалистов авиационной отрасли, но теперь и они стали жителями Тобольска.

Перед запуском аэровокзал ждут испытания: в первой половине октября более 700 студентов-волонтёров, изображая пассажиров, пройдут все этапы аэропортового обслуживания. Это позволит протестировать работу персонала и оборудования, а также заранее отработать различные сценарии, в том числе стрессовые. Чтобы новый аэровокзал, которого так ждали в Тобольске, без сбоев принял – и отпустил в дорогу своих первых пассажиров.

Читайте также: