Дню железнодорожника. 12 часов забот

Вера Царицанская даже в самых смелых мечтах не могла представить себя на железной дороге, но, как говорят, мы предполагаем, бог располагает.

После раннего ухода мамы Вере было необходимо как-то и за что-то зацепиться, чтобы не пропасть. Отец со своей новой семьёй в этом вопросе ей был не помощник. И Вера решается завербоваться на Курильские острова.

– Не знаю, мне трудно объяснить, почему я пошла на такой рисковый шаг. Хотела себя попробовать, – мило улыбаясь, словно погрузившись в свою юность, отвечает она.

Их было 15 девушек — таких же смелых и отчаянных, как Вера. Добирались до места назначения семь суток, но это ничуть не тяготило юных романтиков: как только заиграет Вера на своём аккордеоне, так и подхватывал весь вагон песни из репертуара Пугачёвой. До сих пор Вера Ивановна вспоминает об этом времени с ностальгией.

И она не ошиблась. Острова приняли её в свои объятия и не отпускали 13 лет.

А Курильские острова они есть и острова: пронзительный ветер, море, бьющиеся о скалы волны, красивая суровая природа. Она впитывала с жадностью всё её великолепие, исследовала каждый уголок. А ещё были резиновые сапоги и рыба: сайра, иваси, а в зимний период шла камбала и треска. И, конечно, огромная по тем временам зарплата: если в родном Воронеже в то время счастьем было получать 110 рублей, здесь Вера зарабатывала 350.

Только через три года поехала она в отпуск в свой родной город.

– И вот тут-то я и показала широту своей души,- смеётся она. Отец, будучи сам из тех мест, увещевал дочь: «Вспомни, как ты стоишь всю смену по 10 часов в резиновых сапогах и чистишь рыбу, как достаются тебе эти деньги…»

Здесь, на островах, Вера встретила своего Сергея. Работали вместе: он мастером, она рабочей, невозможно было пройти мимо. Сергей только-только начал оказывать ей знаки внимания, а Вера уже поняла: это была та самая любовь, в которую она раньше не верила, считала мистификацией киношников. Но это не было мистификацией. Это было что-то настоящее, что-то настолько реальное, что всё остальное казалось ожиданием любви. Да, вот именно так: всё, что она видела, слышала и делала до сих пор – всё это было только для того, чтобы стать той, в которую влюбился Сергей. И он, конечно, жил не просто так – он тоже создавал себя таким, в которого она не могла не влюбиться. Тогда-то она и поверила в древний миф о двух половинках, которые ищут друг друга, потому что составляют одно целое.

И жизнь у той, которая всегда считала себя хозяйкой собственной судьбы, изменилась. Теперь уже не она одна, а вдвоём решали, что и когда нужно делать. Так вдвоём они и приняли решение через 13 лет жизни на Шикотане после очередного землетрясения вернуться в Тобольск, откуда был родом Сергей.

фото Веры Хохловой

Это был 1994 год, их дочери только исполнился год. Тяжёлые времена, сложная экономическая ситуация, проблемы с трудоустройством на работу.

– Но нам повезло: нас приняли на железную дорогу. Я стала работать приёмосдатчицей груза и багажа, – рассказывает Вера Ивановна.

Она до сих пор с благодарностью вспоминает коллектив, который принял её как св родную. Они опекали её, помогали и советами, и добрым отношением, и каждое их слово, примеры как будто въелись в память.

А когда одна дежурная по вокзалу ушла на заслуженный отдых, ответственной и трудолюбивой Вере, несмотря на отсутствие профильного образования, предложили занять эту должность.

– Наверстаешь и выучишься, и опыта наберёшься, – сказала ей тогдашняя начальница вокзала. Так в общем-то и вышло. Эта работа была как будто специально создана для неё. А накопленный опыт позволил ей довольно быстро освоить профессиональные обязанности и даже приумножить – Вера закончила Свердловский железнодорожный техникум. С тех пор прошло больше 25 лет, и она ни на миг не пожалела о своём выборе, хотя лёгкой эту работу не назовёшь.

– Я хозяйка как в своём доме, так и на вокзале, – смеётся Вера Ивановна. – Дома просто масштабы поменьше и набор обязанностей не такой широкий.

А что же на вокзале? Нет-нет, не дым коромыслом. Вера Ивановна для того и приставлена, чтобы здесь всё было в порядке: от с туалетных комнат и залов ожидания до кровли и перрона, организации поездки групп детей и маломобильных людей, в общем, всё.

– В моей работе нет мелочей, – признаётся она. – Вот ребёнок раскрошил печенье в зале ожидания, уборщица не увидела, я ей подскажу. Позвонили с поезда, пассажиру стало плохо, на перроне уже встречают медики скорой помощи. И так всю смену, все 12 часов: заботы, заботы…

Как говорится, воз и маленькая тележка, и всё на ней, на этой маленькой женщине. Иногда искреннее «спасибо», иногда откровенное хамство, но никогда Вера Ивановна не позволяет себе опуститься до их уровня, всегда тактичная, улыбчивая и выдержанная, как истинная хозяйка.

– Мы работаем дружно, как одна большая семья железнодорожников. И до сих пор эта традиция на вокзале сохраняется. Все друг друга знаем уже немало лет, – увлечённо рассказывает Вера Ивановна. – Каждый готов прийти на помощь друг другу, подменить, если потребуется, посоветовать в сложных случаях. Никто за спину коллеги не прячется, потому что за проделанную работу отвечают все – и начальник вокзала, и дежурный по вокзалу, и билетные кассиры, и электрики, и уборщики. .. в общем, все.

Из предложенных судьбой вариантов мы не всегда выбираем лучший. Вера Ивановна Царицанская, дежурный по тобольскому железнодорожному вокзалу, сделала когда -то правильный выбор, потому что она всегда была хозяйкой своей судьбы.

Читайте также: