Сегодня – день работников морского и речного флота. Романтики речных дорог

После очередного рейса и плавкран, и теплоход БТ-320 причалили к родному берегу, ненадолго – на день-другой.

Капитан плавкрана – Максим Ахметов, широкоплечий, основательный, опытный речник.

Максим Ахметов

Максим Ахметов

– Для счастья речника нужна только работа, а она у нас есть, – говорит капитан. У него за плечами 15 навигаций. Начинал Максим работать стропальщиком во вторресурсе, а в 2006 году обучился на крановщика и пришёл на плавкран.

– И затянуло, – признаётся сегодня он. – Мне нравится – душа лежит. Мы выгружаем грузы из машин на баржу. Это может быть что угодно: бордюры, плиты, иногда, бывает, везём материалы 12 клиентам одновременно, и туда, в Салехард. А обо мне, если спросите, люди расскажут, – сказал он, не распространяясь о личном. А мы и спросили людей.

– Это самый надёжный капитан. Он классный механик, капитан-профессионал, – сказал сам директор «Транспортной судоходной компании» Геннадий Коскин.

А между тем на причале кипела работа. Плавкран грузил очередной груз на баржу, замер в ожидании нового рейса теплоход, который и будет толкать баржу снова на север, к дальним берегам.

Хозяева теплохода пока заняты береговыми делами: отдраена палуба, чистятся борта судна от налипшей грязи и ила, наводится порядок в рубке.

Анатолий Погудин

Анатолий Погудин

Для разговора капитан Анатолий Погудин пригласил меня в столовую, где вкусно, по-домашнему пахло свежим хлебом, который только что вытащила из печи повариха.

– Теплоход действительно становится для нас домом на долгие полгода, – начинает разговор молодой капитан. Его навигационный стаж уложился в несколько строчек газетного текста. А ведь за ними километры сложных речных путей, непростых самостоятельных решений и высокой ответственности.

Уж видно на роду было написано парню стать речником. После окончания пермского речного училища Анатолий не осел, как это бывает со многими, на одном месте, но профессии не изменял. Устраивался туда, где теплоходы ходили. Захотелось ему посмотреть Санкт-Петербург, устроился работать там, заинтересовали Ленские столбы в Якутии – поехал туда. Анатолий в Казань ходил, и в Астрахань ходил, и в Волгоград, и даже по Чёрному морю.

С тех пор много воды утекло, и судьбе было угодно, чтобы позвали его старпомом в Тобольск. Это был 2013 год, с тех пор Анатолий перестал думать о других реках. За семь навигаций по Иртышу он влюбился в эту реку. И капитаном на теплоходе ходит второй год.

Управление судном, руководство экипажем, пусть их всего-то пять человек, – ответственное дело, в котором мелочей не бывает, всё надо продумать, чтобы не было сбоев в работе. Кроме того, по словам Анатолия, необходимо знать и чувствовать судно. Завожу речь о романтике. Он меня тактично обрывает, замечая, что романтика – это когда люди на природу на теплоходе отдыхать едут, а здесь работа, точно так же, как на производстве, только там в цехе, а мы на реке. Ответственность лежит на каждом высокая, головой отвечаешь за груз. Поэтому какая романтика – один прагматизм.

Тимофей Нестеров

Тимофей Нестеров

Тимофею Нестерову повезло, ведь свой первый опыт работы рулевым мотористом он получил от настоящего «речного волка», капитана со стажем Анатолия Леонидовича Лопатина.

– Поработал, и затянуло, и теперь точно знаю: не променяю эту работу ни на какую другую, – рассказывает молодой рулевой.

– Наш парень, речник, – подтверждает и капитан Анатолий Погудин.

А ведь мальчик хотел стать доктором, но слова мамы-медсестры о неблагодарной и очень сложной профессии возымели-таки действие, и он, после школы не раздумывая особо, поступил в Тюменский колледж речного транспорта. Когда учился, по признанию Тимофея, ещё плохо представлял свою будущую работу, осознание пришло сразу же в о время первой практики на маленьком теплоходе в этой судоходной компании. О команде, о своей работе он говорит взахлёб, а ещё о рассвете, который встречает в навигации.

– В городе люди настоящего рассвета, когда солнце выплывает как будто из-под волн, не видят. Вот лучик добирается и до нашего теплохода и начинает ласково гулять вначале по верхней палубе, пробежит по стёклам рубки, а потом медленно, как будто обследуя каждый уголок, спускается на нижнюю палубу. Красота. Мне жалко людей, которые не видят этого, не трогают ладонью лучи солнца, – рассказывает Тимофей.

Своей профессией он гордится, и ему особенно дороги рейсы, которые он совершает на север.

– Река – это стиль жизни, которому, единожды выбрав, не изменяешь, – рассуждает Тимофей. И добавляет, что после навигации уже через пару недель начинает скучать по работе.

Беседа с речниками вышла короткой, ведь у команды цейтнот, напряжённый период – навигация. Ещё день, и БТ-320 ляжет на курс на север по Иртышу, совершая свой очередной рейс в навигации 2021 года.

Да будет у них всегда семь футов под килем!

Читайте также: