Легенда ПАТП

Он и родился в том же месяце, когда автомобилисты всей страны отмечают свой профессиональный праздник. Валерию Васильевичу Киселёву, возглавлявшему Тобольское ПАТП 37 лет, исполнилось 75 лет.

Всего на предприятии он проработал 47 лет, а общий трудовой стаж – 56! Старожилы говорят, что он буквально жил на предприятии. Ему необходимо было отлаживать производственный процесс, слышать шум работающих двигателей. Только в этом случае он был спокоен.

Человек-легенда, Валерий Васильевич приехал в Тобольск в трудное время. Тогда здесь дислоцировался «Тюменстройпуть». Специалисты, водители повально уходили в строительные организации. Обескровленным оставались и другие предприятия такого профиля. Но эти трудности Киселёв считал временными и преодолимыми. Уверенность вчерашнего выпускника Тюменского индустриального института, хоть и золотого медалиста и Ленинского стипендиата, многие считали авантюризмом. А он сам сегодня объясняет это просто своей крестьянской хваткой.

Родился он в Абатском районе. Воспитывала его одна мама, и он с малых лет взял на себя всю сложную мужскую работу по хозяйству, а ещё успевал трудиться в колхозе и зарабатывать трудодни. Ещё в школьные годы окончил курсы трактористов и во время каникул работал то на тракторе, то на комбайне. Многие мальчишки грезили тогда героическими профессиями, а Валерий после окончания школы, так и не определившись, кем хочет стать, ушёл служить. А после…

И опять здесь включилась крестьянская жилка: профессию он выбрал такую, которая была и будет всегда востребованной, и не прогадал.

Учился он, как, впрочем, делал и всё остальное, легко. Успевал всё: получать пятёрки, других оценок в его зачётке не было, заниматься общественной работой, и даже на первом курсе обзавестись сыном.

Выпускнику, золотому медалисту на распределении предлагали самые интересные варианты, а ему, молодому мужу и отцу, надо было туда, где давали жильё. Так выбор пал на Тобольск. Но он тогда ещё не представлял себе полностью весь объём проблем, с которыми ему придётся здесь столкнуться. И сложности жизни в старом деревянном доме под горой по сравнению с другими проблемами были только цветочками.

Остряки шутили, что этот молодняк без стажа уж обязательно приведёт их к коммунизму, позабыв при этом, что своим плачевным положением ПАТП обязан был людям как раз со стажем. Пессимистические прогнозы высказывали по поводу его руководства даже партнёры.

Собственно, в Киселёве не было ничего от старых советских директоров, но надо признать, что с его появлением в истории предприятия открылась новая страница и здесь стали происходить удивительные превращения. Нет, не сразу, но…

Сформировал штат грамотных, а главное, решительных специалистов из числа своих друзей, повысил на 25 % заработную плату сотрудникам за счёт того, что через Москву добился оплаты 40% районного коэффициента, в 1977 году открыл на предприятии курсы подготовки водителей, что позволило не только устранить их дефицит, но и обеспечивать ими и другие предприятия.

– У нас была команда – сильная, работоспособная, профессиональная, – говорит он. – Впоследствии, когда мы уже встали на ноги и стали развиваться, от нас ушли директорами на другие предприятия несколько человек.

Один высокопоставленный чиновник говорил о Киселёве, что он грамотно делает ставку на перспективных молодых специалистов. А во-вторых, отмечал его настойчивость в достижении поставленных целей.

– Вот увидите, через пять лет Киселёв выведет предприятие на новый уровень, – предсказывал он и не ошибся.

А в ПАТП действительно были перемены к лучшему. Вот только несколько примеров. Если в 1973 году перевозку строителей осуществляли три автобуса, то к концу 1980 года 132 автобуса, которые перевозили туда и обратно 16 тыс. строителей ежедневно. В 1,5 раза увеличился подвижной состав, а объёмы перевозок – в шесть раз. Предприятие построило для своих работников три многоэтажных жилых дома в 108, 24 и 12 квартир. 13 кварталов подряд Тобольское ПАТП завоёвывало Республиканское знамя, шесть раз попадало на областную Доску почёта.

Кто тогда работал вместе с Валерием Васильевичем Киселёвым только диву давались, как у него хватало на всё времени: присутствовать на выпусках, проводить совещания, договариваться о новых поставках… Но удивляться этому не стоило. Его рабочий день длился, как правило, 12 -14 часов. Такую нагрузку, по его признанию, он мог долго выдержать благодаря поддержке семьи и в первую очередь жены Любови Михайловны, находя дома уют и отдых от непрерывных забот и труда.

Валерий Васильевич никогда не почивал на лаврах, даже тогда, когда в 1998 году получил звание “Заслуженный работник транспорта” или когда его имя внесли в Книгу Почёта Тобольска. У него много и других наград. Он и сейчас в строю и по-прежнему является примером для молодёжи.

Валерий Васильевич относится к той редкой категории людей, чей возраст определить трудно. Его движения и жесты по-прежнему исполнены жизненной силы и, когда он открывает двери и входит на территорию своего родного предприятия, все присутствующие невольно ощущают исходящую от него энергию.

Читайте также: