Сегодня -День Воздушного флота России. Крылья за спиной

Шестилетний босоногий мальчуган несётся по деревенской пыльной дорожке до дому, расправив свои ручонки в разные стороны, и гудит, как самолётик в небе… и кажется Юрке: вот сейчас он взлетит, надо только немного поднажать, и всё получится…

И у него получилось. Удивительная штука судьба: порой, невзирая на несчётные препятствия, невозмутимым образом исполняет самые несбыточные мечты, о каких даже и помыслить всерьёз не решаешься. Да какой мальчишка в Советском Союзе в 60-е годы не мечтал о покорении небесных просторов?! А ему – пацану из Оренбургской глубинки, воспитывавшемуся без отца, подтянутые статные лётчики в синих формах и фуражках с золотыми «крыльями» казались настоящими небожителями. И когда друг Сашка предложил заодно с ним поехать поступать в известное на всю страну Бугурусланское лётное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова, Юрий только рассмеялся: рассчитывать мне не на что, но, так и быть, просто прокачусь с тобой, решил он.

Так, не особо переживая и не надеясь на удачу, заодно с Сашкой, как и тысячи других, таких же мечтающих о небе пацанов, он решился подать документы, сдать экзамены, пройти медкомиссию… И когда среди нескольких десятков счастливчиков увидел свою фамилию – «Олесов», долго ещё не мог поверить и осознать, что теперь он тоже получил шанс прикоснуться к тем самым недоступным ранее небожителям, людям с «крыльями».

Юрий Олесов (фотография из архива)

Юрий Олесов (фотография из архива)

Ни о каком риске и опасности профессии тогда и не раздумывал, как и у многих ребят, тяга к небу пересилила земное притяжение. Потом было многое – взлёты и падения в прямом и переносном смысле. А случай, как в самом начале учёбы по глупости-шалости чуть не выгнали из училища, мой папа помнит до сих пор – как один из самых страшных моментов своей жизни. Всё остальное – ерунда, так называемые внеплановые или чрезвычайные ситуации в полёте – об этом он вспоминает удивительно спокойно и даже весело, будто и не было в этом никакой опасности и почти чудесного спасения (уверена, ещё как было).

К сожалению, Юрий Иванович совсем не любит откровенничать и рассказывать о себе, вот и приходится свивать воедино историю его лётного пути лишь по кратким отрывкам во время редких праздничных посиделок, кое-что дополняет мама. Моя же детская память оживляет очень яркие картинки и эмоции, какие были у маленькой девочки при встрече папки. Вот во дворе нашего старого «авиаторского» дома на улице Клары Цеткин (ныне Ремезова) из-за угла с остановки идут в синих формах мужчины. Мы узнаём в них наших пап, бежим к ним, чтобы только прижаться, испытывая столько непосредственного детского счастья и гордости, что твой папка – лётчик (ну, и увидеть зависть в глазах других детей, чьи папы не носили такие красивые фуражки с птичкой).

Или вот он приходит домой, садится, не переодевшись, в кресло, я забираюсь ему на колени, надеваю на себя фуражку, представляя себя пилотом. И от переполнявшей меня радости не замечаю, что папка уже спит, продолжаю разговаривать с ним. Или как катает меня на своих плечах «самолётиком»…

Для каждого, наверное, лётчика первый самостоятельный вылет остаётся в памяти навсегда. Курсант Юрий Олесов не только справился с задачей отлично, можно сказать, показал высший пилотаж, но заслужил самое ценное признание от своего инструктора – «даже я бы так не посадил». За 15 лет в небе пришлось ещё не раз негласно подтверждать, что у лётчиков действительно есть крылья за спиной, или как говорит мой папа – есть ангел-хранитель.

Кто-то, возможно, скажет, какое может быть геройство в работе пилотов Ан-2. Но только по прошествии многих лет понимаешь, что каждый завершённый полёт, даже самый тривиальный на малой высоте, – это стечение многих удачных обстоятельств, в том числе профессионализм лётчиков.

Поведаю лишь одну историю из лётной жизни отца, которая меня потрясла – она припомнилась во время просмотра нового фильма «Экипаж». Больше двух недель на севере под Ханты-Мансийском стояла нелётная погода, валил снег, на трёх буровых закончились продукты. И один из начальников нефтяных установок слёзно просит командира АН-2, находящегося на тот момент на аэродроме в Хантах, завезти на буровую продуктов. Командир воздушного судна принял решение лететь, хоть и видимость почти нулевая. Юрий Олесов был тогда вторым пилотом. «Всего 20 минут лёта, надо заходить на посадку, ни вышки, ни полосы не видно – вокруг пелена снега. Меня как стукнуло, закричал командиру – тяни! И мы нашу «Аннушку» вытянули и приземлились благополучно», – вспоминал папа. Оказалось, что буровая находилась на возвышенности примерно с пятиэтажный дом. И в самый последний момент он как будто почувствовал, что перед ними стена, а не снег. Благодаря тому, что самолёт был гружёный, смогли потихоньку вытянуть его вверх, и не врезались в гору.

Был случай, как с буровых вместо 12 человек (предел для Ан-2) насобиралось 18 и ещё в придачу «Кукурузник» загрузили буровыми коронками на три с лишним тонны (при грузоподъёмности 1,5 т), предстояло не только поднять птичку, но главное – посадить и не сломать шасси… И как в Красноярск перегоняли аэросудно на ремонт и опять шли в полном тумане 2 часа, обойдя высокую телевышку. Второй же иркутский борт, идущий рядом, зацепил её и погиб. И вроде тоболяки ни при чём, но прокуратура ещё долго занималась этим делом…

А сколько раз отказывал двигатель в полёте – начинал «чихать», и в эти моменты вселялась в нём необычная уверенность и спокойствие, всё выдержат крылья, не подведут. Или как по вине второго пилота (у парня был первый полёт) летели из Тобольска в Нижневартовск без «портфеля», где все необходимые для полёта документы, карты, специальная линейка для расчётов. Кто знает – тот поймёт, что безнаказанным тут не пролетишь, лётный талон вырежут (как допуск к работе), но на тот раз всё обошлось… Хотя за свою небесную практику лишался талонов, и из КВС переводили во вторые пилоты.

И на земле Юрий Олесов остался верен гражданской авиации, в Тобольском авиапредприятии проработал с 1968 года 46 лет, и 30 из них инженером и руководителем аэродромной службы. При этом есть в его наземной биографии интересные моменты, к примеру, дважды встречал (по-лётному, «сажал») в Тобольске двух российских президентов – Путина и Медведева. Но это совсем другая история… Хочется, чтобы наш воздушный флот был самым крепким, и у каждого лётчика были крылья за спиной.

PS: Кстати, и сегодня Бугурусланское лётное училище гражданской авиации одно из самых престижных в России учебных заведений гражданской авиации, ставшее филиалом Санкт-Петербургского госуниверситета ГА, имеющее за плечами-крыльями солидную историю с 1940 года и поддерживающее все эти десятилетия высокое качество подготовки выпускников-пилотов. И славится училище не только выпускниками – крупными деятелями ГА СССР и России, но и простыми лётчиками, которые становятся Героями России. Так, выпускнику училища Новосёлову Евгению Геннадьевичу в 2010 году Президентом России присвоено высокое звание Героя России: он совершил героический поступок в экстремальных условиях при отказе на самолете Ту-154М электро- и радиооборудования и многих систем, выполнил посадку на заброшенном аэродроме Ижма в республике Коми и тем самым спас жизнь пассажирам, экипажу и сохранил самолет.

В свете последних событий: 14 августа 2019 года пассажирский самолет Airbus А-321, выполнявший рейс «Москва – Симферополь», совершил аварийную посадку в Раменском районе Подмосковья из-за попадания в двигатель птиц. Благодаря умелым действиям командира воздушного судна А-321 Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина были спасены жизни более 200 людей. Отметим, что Дамир Юсупов закончил Бугурусланское училище, а Георгий Мурзин – Санкт-Петербургский госуниверситет ГА. Уже известно, что им будет присвоено звание Героев России.

Читайте также: