Размышления в электромобиле

фото Дарьи Федотовой

Сложно себе представить Тобольск без единой бензоколонки, шума и смога…Представьте: по городу, едва шурша камерами колёс по асфальту, без резких звуков и выхлопных газов передвигается транспорт, тут и там стоят зарядные станции для электромобилей.

Впрочем, этот сюжет не выглядит таким уж фантастичным. Достаточно обернуться на сто лет с небольшим назад, в то время когда по тобольским улочкам с пугающим урчанием проехал первый автомобиль, принадлежавший знатной купеческой семье Ершовых. Тогда никто не мог и предположить, что со временем таких средств передвижения будет становиться только больше, а конные экипажи можно будет встретить лишь на развлекательных площадках.

Навеяно расходами

Быть может, спустя десятилетия кто-то, перелистывая пожелтевшие страницы «Тобольской правды», наткнётся на эту публикацию о том, что в мае 2019 года в нашем городе появился второй по счёту электромобиль и его владельцем стал житель Сумкино Алексей Маркелов. Он обычный слесарь, работает в компании СИБУР, а автомобили – неотъемлемая часть его жизни.

Мысль о покупке нового экономичного авто зрела давно. Имеющийся автопарк стареет, а ценники на заправках только обновляются с возрастающей прогрессией, дорожают запчасти, всё вкупе заставляет беспокоиться за сохранность семейного бюджета. Единственный плюс: Алексей хорошо разбирается в машинах, и это позволяет обойтись без многих недешевых услуг СТО.

Первым шагом к экономии стал перевод автомобилей на газ, но даже это не привело к ожидаемому результату. В месяц на заправку уходит не меньше пяти тысяч рублей, и это с учётом того что Алексей с супругой на своих автомобилях большую часть времени проводят в границах города. Поэтому поиски продолжились. Рассматривалось множество вариантов машин экономичного класса, и всё больший интерес подогревали электромобили. На одном из аукционов приглянулся Nissan LEAF – по виду ничем не отличающийся от привычных взгляду авто. У машины правый руль, но чета Маркеловых давно привыкла к этому, а вот в поисках подходящей цены пришлось месяца три изучать ресурсы интернета, где выставляются на продажу технические передвижные средства.

Пробег небольшой, 18 000 километров, состояние батареи порядка семидесяти процентов, но для 2012 выпуска это нормально. Плюс автомобиля ещё в том, что он оснащён стационарным подогревом батареи, что весьма полезно для наших холодных зим. Думаю, исходя из этих параметров, зимой с ней проблем не будет. С учётом стоянки на таможне и условий транспортировки доставка с Дальнего Востока длилась два месяца, а в мае я поехал за нею в Тюмень.

Преимущества и недостатки

На редакционной стоянке Алексей продемонстрировал манёвренность машины, и разговор наш проходил в салоне авто, причём оно находилось во включенном режиме, но ни единого звука работающего механизма не было слышно.

С электрозаправкой проблем пока не возникало, Маркеловы живут в частном доме, что даёт широкий доступ к электрическим сетям. В доме оборудована специальная розетка с заземлением, кроме того, в комплекте идёт своя зарядка на 220 вольт, есть также устройство для быстрой зарядки. Вот только в Тобольске для электромобилей в части заправок ничего пока не организовано, в отличие от областного центра, где постепенно увеличивается число мест, где можно подзарядить четырёхколёсного друга. Хотя региональные власти показывают заинтересованность в развитие экологически безопасной транспортной инфраструктуры. Допустим, в Тюменской области, по решению парламентариев, владельцы электромобилей освобождены от транспортного налога. В других регионах таким послаблением мало где могут похвастать.

За электрический автопарк

Впечатления о машине у Алексея хорошие, единственное, что ехать на далёкие расстояния проблематично, а вот для поездок по городу электромобиль – самый оптимальный вариант.

– Первым делом все интересуются, не гибрид ли это, некоторые даже удивляются, что в ней вообще нет бензинового двигателя. Непривычно, что она не издает никакого звука, но здесь же нечему шуметь. Выхлопа нет, шума нет. Ехать на ней одно удовольствие, на трассе машина устойчивая. Батарея сама весит восемьдесят килограммов, находится под передней частью салона и на формы, просторность машины ничуть не влияет. Кочки она «проглатывает» вообще идеально, – комментирует Алексей, показывая работу приборов современной техники.

Если бы сервис зарядных станций достаточно был развит, к примеру, на отрезке Тобольск–Тюмень, где надо-то всего одну две такие точки, то и это расстояние преодолевалось без проблем. Здесь можно было бы задуматься владельцам многочисленных кемпингов вдоль «федералки» об устройстве таких станций. Ведь на быстрых заправках машина заправляется от тридцати до сорока минут, время ожидания водитель может провести в придорожном кафе. Чем не услуга для привлечения дополнительного круга клиентов?

– Если хотя бы в Ярково была такая заправка, то в Тюмень можно было бы махнуть не глядя. По техническим параметрам с учётом стопроцентного заряда 160 километров она преодолеет на одной зарядке, – дополняет Алексей. – Хочется, чтобы власти города и района обратили внимание на создание условий, способствующих увеличению числа электромобилей. Ведь многие люди интересуются и многие бы без сожаления променяли бензиновое авто на такую технику. Но отсутствие условий отпугивает. Стоят же эти заправки у гипермаркетов областного центра, почему бы и нам не пойти по такому пути, специальные парковочные места со станциями зарядки можно устраивать и во дворах многоэтажек. Для этого больших затрат не надо. А то, что у нас суровые зимы, как пример можно взять Норвегию, где существует целая государственная программа по электрификации автопарка. Кроме всего прочего, переход на электромобили может стать большим прорывом к сохранению окружающей среды.

Читайте также: