Сергей Полунин привёз в Тобольск балет “Sacre”

Сергей Полунин (фото Дарьи Федотовой)

Тоболяки сделали новое культурное открытие: на сцену нашего драматического театра вышел Сергей Полунин.

Премьер Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашённый солист Баварского балета в Мюнхене, премьер Королевского балета в Лондоне (2007—2012) и постоянный приглашённый солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Сергей Полунин представил вечер современной хореографии «Sacre».

Приезд звёздного танцовщика стал возможным в рамках реализации благотворительной программы СИБУРа «Формула хороших дел».

– За четыре года действия «Формулы» в Тобольске только в направлении «Культура» реализовано 30 проектов, – напоминает главный эксперт по связям с государственными органами «СИБУР Тобольска» Елена Бельская. – Это были федеральные и региональные проекты, партнёрами в которых выступали и Театр Наций, и Московский театр мюзикла, и фестиваль-школа «Территория». Вся эта работа направлена на реализацию главной цели – создание комфортной городской среды. Почти каждый культурный проект решает и образовательные задачи.

Сергей Полунин привёз в Тобольск не только балет; для тобольских и тюменских юных танцовщиков он провёл серию мастер-классов.

– Работа с детьми – самое главное. Они дают мне позитивную энергию. Каждый такой мастер-класс перед выходом на сцену – стимул для меня, – и Сергей вспоминает свой первый мастер-класс, данный им четыре года назад, – именно тогда он понял, что счастье – это когда можешь делиться знаниями. А не так давно Полунин открыл благотворительный фонд, который помогает молодым талантам получить профессиональное хореографическое обучение.

Один из самых известных танцовщиков мира, он мало видел Россию. Последние два года все его путешествия ограничивались рамками маршрута «Москва – Новосибирск». Сегодня, с проектом «Формулы хороших дел», он будто открывает для себя страну. И многому удивляется. Например, тобольскому снегу: весна же наступила. Или воде – говорит, редкой чистоты вода у нас в городе. И сам город чист и бел, как свежевыпавший весенний снег. Не по облику – по внутреннему ощущению.

Хотя история, которую привёз в Тобольск Сергей, не к свету зовёт, а к бунту: хореограф Юка Ойши отразила в «Sacre» жизнь Вацлава Нижинского, легендарного танцовщика и хореографа начала прошлого века.

Хватило ли сцены нашего драматического театра для размаха балетного бунта? Мы, конечно, помним, что современная сцена большого зала удовлетворяла самые высокие театральные запросы, но балет предъявляет свои требования.

Владимир Варнава

Владимир Варнава (фото Дарьи Федотовой)

– Да, сцена не очень велика, но её потенциал позволил легко адаптировать спектакль, – говорит хореограф первого акта Владимир Варнава. – Более того, возникли новые возможности для зрителей: артисты танцуют близко, и можно рассмотреть их эмоции, движения, увидеть их глаза – как в кино, крупным планом.

Впрочем, Елена Бельская добавила, что в планах совместной программы администрации города и регионального правительства при поддержке «СИБУРа» «Тобольск 2020» – разработка концепции многофункционального культурного центра, который мог бы обеспечить более масштабную реализацию культурных проектов.

Не просто над тобольской сценой зависал в прыжке Полунин – это, по его признанию, первые шаги к созданию платформы для артистов будущего.

Я получил классическую базу, но с большим интересом отношусь к современной подаче. Классический балет не прогрессирует, а ведь его можно развивать, внедрять в массовую культуру. Мне нравится язык современной хореографии, поэтому, например, я пригласил к совместной работе Владимира Варнаву, – объясняет Сергей Полунин.

Как выразился небезызвестный тоболякам режиссёр Михаил Поляков, который сейчас ставит спектакль в Тобольском театре, вполне вероятно, что возникнет новое направление танца – «варнавизм-полунизм». И отправил тобольских артистов вместо вечерней репетиции на спектакль. Не на сцену – в зрительный зал.

А большую сцену усыпали розовые лепестки. В «Видении розы», в котором в 1911 году мужскую партию исполнил Нижинский, закружились Полина Митряшина и Александр Челидзе. Ко второму акту, собственно «Sacre», лепестки поблекли, увяли, замкнули кольцо вокруг танцовщика. Полунин на сцене один, и за сорок минут он разворачивает перед зрителями целую жизнь: от триумфального восхождения на балетный олимп до финального безумия. Герой мечется в заколдованном круге, из которого не находит выхода, бунтующий гений в попытках изменить мир.

Когда-то «Весна священная» Игоря Стравинского, музыкально оттеняющая сейчас новый бунт, стала следующей главой в истории музыки. «Sacre», по замыслу его создателей, – попытка открыть новую эпоху в эволюции балета.

Читайте также: