Куда ползёт Тобольск

фото Алексея Нескорова

Недавно взял в руки одну из немногочисленных тобольских газет и немало был озадачен противоречащей по смыслу информацией. На цветной лицевой странице черными буквами было крупно набрано: УГРОЗА ОБРУШЕНИЯ ГОРЫ. Впритык располагалась реклама с изображением двух высотных домов в той же самой нагорной части города с романтическим слоганом: «ДОМ У РЕКИ ИРТЫШ». Именно в этих домах на грозящей обрушением горы предлагается «большой выбор квартир европейской планировки». Подумалось: тут не то что европейская, даже азиатская планировка не поможет, если 60-метровый берег грохнется с обрыва, когда и дома почти такой же высоты полетят за ним.

Следует отметить, что прошлым летом Общественная палата Тобольска провела специальное заседание круглого стола по вопросу сохранения уникальной исторической панорамы города, которая будет разрушена строительством этих самых домов в микрорайоне Центральном. Тогда их только-только начинали строить и ещё можно было что-то поменять в проекте, чтобы спасти уникальные виды города.

То, что они уникальны, европейцы могли узнать ещё в позапрошлом веке, когда в Италии вышла книга Стефано Сомье «Лето в Сибири» после его двойного посещения Тобольска в 1880 году. В 2012 г. она была переиздана Томским университетом на русском языке, где на стр. 93 можно прочесть: «Верхний город, с одной стороны, возвышается над нижним, а, с другой стороны, нависает над рекой». На следующей странице в примечании указывается, что здесь, на горе, имеется «обрывистый берег с неправдоподобно грандиозной панорамой». Жаль, что мы не верим своим собственным глазам.

Общественные деятели города безнадежно пытались защитить ту часть городской панорамы, которой имели возможность любоваться предшественники современных тоболяков лет этак за три с половиной тысячи до современных ценителей речных пейзажей вечного Иртыша. Представители муниципальной власти и прокуратуры города дружно заявили, что строительство ведётся на законных основаниях, а закон у нас в России – превыше всего. Дополнительными аргументами были те, что архитектура города должна развиваться, и те сотни тысяч туристов, которые ежегодно посещают туристический центр Западной Сибири, то бишь Тобольск, должны любоваться не только красотами старины, но и современными достижениями архитектуры.

фото Алексея Нескорова

Слабые попытки редких представителей «Доброй воли» напомнить о том, что произошедшее недавно мощное обрушение горы напротив рынка «Ермак», с образованием в русле «землероя» довольно солидного острова может быть вызвано участившимися случаями строительства многоэтажек неподалеку от обрыва коренного берега Иртыша, были едва ли не осмеяны – слишком далеко место обрушения берега до строящихся высоток. И тут закон оказался на стороне застройщика и властей города – дома не нарушают охранной зоны водоёма.

Какие-либо «романтические» аргументы о необходимости учитывать исторические и культурные особенности Тобольска (нарушается эстетика древней природной панорамы с силуэтами Кремля XVIII века; туристам интересней увидеть редчайшую картину, может быть, единственную оставшуюся в России или даже в мире, сохранившуюся в сочетании с видом горы Сузгун – святилища-храма бронзового века, картину, современную библейскому Исходу и т.п.) во внимание не принимались.

Никого не могло убедить и то, что тоболякам важно уметь взглянуть на Тобольск глазами туриста, которой лично увидит эту панораму эпохи древних цивилизаций бронзового века и героев типа Моисея со страниц Библии. Про десять заповедей и Моисеевы скрижали, а также избранный народ знают все. А как жили наши предшественники в то далекое время на нашей российской земле в Сибири, например, интересоваться как-то не принято. Считается, что здесь жили какие-то древние племена очень далекие от мировых центров цивилизации.

Действительно, на основной части Европы царило варварство. Древние греки переживали упадок былых цивилизационных достижений в виде наступления так называемых. тёмных веков. А на месте Тобольска, на горе, был город, давно смытый водами Иртыша. И этот город эпохи бронзы, аналогичный древнему городу Кент в Казахстане, был в некотором роде тогда «религиозной столицей Сибири».  Единственное, что от него сохранилось, – это жалкие остатки величественной некогда Сузгун-горы. Основная часть древнего города, что мог простираться на 10-11 километров от железнодорожного моста до Потчевашского мыса и располагавшаяся в основном вдоль нынешней нагорной части от Сузгуна до кремля, уже обрушилась в воды Иртыша.

Во время обсуждения мне хотелось поддержать добровольца Анатолия Бардина, который призывал воздержаться от недооценки коварства Иртыша-землероя, но всё-таки более резонными казались доводы сторонников строительства «у реки» о том, что не обрушился же ещё пока коттеджный посёлок в Защитино, хотя он ближе к берегу, чем эти пресловутые высотки, испортившие древнюю панораму Тобольска.

Теперь уже так не кажется.

Буквально днями назад, об этом мне стало известно 5 апреля, произошло очередное масштабное обрушение 60-метрового правого берега Иртыша как раз напротив микрорайона Центральный (см. фото). Осыпь дугой выступает от берега в сторону фарватера реки, что после начала навигации заставит изменить маршрут движения судов, образуя врезающий в русло реки полуостров. Этот оползень превышает по своему масштабу прошлогодний обвал в районе кладбища, на месте которого образовался остров. С падением уровня воды ныне и он превратился в полуостров, завладев частью русла реки.

Если эту ситуацию дополнить огромной осыпью на Потчеваше, обрушившей часть мыса также летом прошлого года, то становится очевидным, что «Иртыш объявил войну Тобольску». И к этому надо отнестись со всей серьезностью.

Опыт наносить удары столичным городам Сибири у Иртыша большой. Это легко доказывается тем, что первый сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, который, согласно историку Г.-Ф. Миллеру, вынужден был сократить на 3-4 км длину реки Тобол три века тому назад. Менее 500 лет тому назад Иртыш поглотил город Сибирь-Искер – первую столицу Сибири (тогда – Сибирского ханства). Об огромном городе времён Моисея и получения им 10 заповедей (по месту нахождения он может быть условно назваться Сузгун – от сузгунской культуры эпохи поздней бронзы 15-10 веков до н.э., открытой и выделенной знаменитыми археологами В.И. Мошинской с её супругом В.Н. Чернецовым), смытого к настоящему времени Иртышом, я уже упоминал.

То, что происходит обрушение берега у кремля, – детские игрушки по сравнению с тем, что может произойти по берегу от Завального кладбища до железнодорожного моста.

Похоже на то, что необоснованное вмешательство в сложившиеся за миллионы лет условия соотношения грунтов Тобольского материка (нагорная часть в привычном нашем понимании) с целью строительства высотных зданий, тяготеющих к Иртышу, запустило некие глубинные процессы, требующие срочных аварийных мер. Интенсивность массовых обрушений коренного берега реки за последний год это подтверждает и доказывает.

Пора срочно ставить вопрос о берегоукреплении Иртыша в Тобольске перед областными и федеральными властями, предварительно обсудив его с общественностью и властями города. Поскольку Тобольск является или должен являться туристическим центром Западной Сибири, это проблема не городская и даже не региональная, а общегосударственная (федеральная).

А.В. Нескоров,

Член комиссии общественного контроля общественной палаты Тобольска    

Читайте также: