Светлая личность

фото Дарьи Федотовой

Неделю назад Лора Максимова поднялась на крышу Тобольского драматического театра и увидела небо.

Оно наливалось фиолетовым, и ярким белым на переднем плане были выписаны берёзы. Художник по свету Московского губернского театра Лора Максимова тут же положила контрастную картинку в память: фильтра такого цвета не существует, но можно подобрать цвета, наложение которых поможет пролить на сцену этот удивительный вечерний свет.

Впрочем, Тобольск подарил Лоре не только вид с театральной крыши. А белый кремль, а раскрытые ладони подгорных улиц, а снежное молчание пустых дорог? Конечно, для людей театра города мелькают, как кадры фильма в быстрой перемотке, а путь их пролегает отрезками от сцены к сцене – не до пейзажей. Но Тобольск не отпустит – остановит на бегу, захватит в плен своих историй.

Так вышло с Лорой. Ей предложили светить спектакль в одном из театров, и она всю ночь добросовестно трудилась над световой партитурой. А к утру увидела, что партитура родилась не для неизвестного нам с вами театра, а для нашего, Тобольского. Так театр сам выбрал себе художника по свету для премьеры.

– Тобольский театр для меня особенный. Здесь всё сделано по уму. Это один из лучших моих театров по оборудованию, акустике, по расположению сцены. Всё очень современное. И особенная атмосфера, легко работается с людьми, – Лора, несмотря на обилие техники, окружающее её на рабочем месте, себя к технарям не относит. Она – художник, пишущий светом, и довольна, что помощники в Тобольском театре ей попались толковые – с ними работается свободно и чётко.

Удивительные метаморфозы происходят на сцене, когда она наполняется светом. Лора листает в смартфоне фото своей любимой работы – «Золушки», поставленной на калужской сцене. Минимум технических возможностей, но Лора придумала себе задачу – сделать картинный свет. Чтобы спектакль стал старинной книгой с волшебными картинками. Сияние, волшебство, ожившая сказка – всё это работа художника по свету, который движением… прожекторов превращает декорации мышиного цвета в сверкающий замок.

А представляете, что ждёт зрителя в Тобольском драматическом театре, который оснащён по последнему свету техники? «На бойком месте» для нашего театра – отдельная история. Спектакль двадцатилетней давности извлечён из архивов и поставлен в прежних же декорациях, но на иной лад. Новую жизнь вдохнуть в него должен был и свет.

Классический спектакль – особая ответственность. Нельзя разбить его хрупкость излишней динамикой, мы ставим долгие световые переходы, чтобы перемена не бросалась в глаза, была очень деликатной.

Осторожно, чтобы не осыпалась пыльца с нежных бабочкиных крыльев, Лора достаёт из сундука старый спектакль. Аккуратно расправляет деревянные декорации, ставит постоялый двор. Просеивает через дощатые стены золотой свет, следит лучом за персонажами, льёт в окна и двери синюю ночь.

Актёры в этом спектакле работают в основном на внутреннем свете. Лица высвечиваются лучами, просачивающимися из щелей в декорациях. Я хотела сделать, как в жизни: не бывает лиц, на которые бесконечно падает свет. То и дело вмешиваются тени – от переплетений ветвей, от угла дома…

Это сейчас Лора пишет электронную партитуру и помещает её в световой пульт. Но отлично помнит времена, когда служила в Озёрском драматическом театре водящим: из ложи следила фонарём за актёром на сцене. Сейчас она удивляется, что пять лет не выпускала из рук этот осветительный прибор, и одновременно понимает: не зря фонарь удержал её в театре.

Девочка, выросшая в этой особенной атмосфере (дед служил в Озёрском театре столяром-краснодеревщиком, мама – звукорежиссёром), дышать каким-либо другим воздухом наотрез отказалась. Но, навсегда связав свою жизнь с театром, в Озёрске не осталась. Театральный мир тесен, и редкую в этой мужской профессии художницу стали звать в другие театры. Светила Лора Максимова и в тюменском «Ангажементе», и в Свердловском театре музыкальной комедии, и в столичных театрах – Табакова и областном государственном камерном.

В более чем двух сотнях спектаклей по её команде занимались рассветы и закаты, гасли звёзды, короче становился день… Чтобы увидеть, как волшебный свет наполняет новой жизнью старые декорации, встретьте один из вечеров «На бойком месте».

Читайте также: