Как закалялся характер. Сегодня – День памяти воинов-интернационалистов

самохин афганец

фото Дарьи Федотовой

Владимир Самохин вернулся из Афганистана в 1984 году. До того момента,  когда командующий ограниченным контингентом советских войск, генерал-лейтенант Борис Громов доложил вышестоящим командирам о завершении вывода советских войск, оставалось  без малого пять лет.

Детство Владимира Самохина прошло в селе  Знаменщиково Сорокинского района.  После школы учился в СПТУ-15 на тракториста-машиниста, до призыва успел  и поработать, и окончить курсы шофёров в ДОСААФ.  Его армейская жизнь началась в 1982 году, попал в автобат. Подготовку проходил под Подольском, в учебке, расположенной в посёлке с мирным забавным названием Кузнечики.  Там Владимир и узнал, что скоро ему предстоит принять участие в оказании интернациональной помощи  демократической республике Афганистан.

Преисполненный юношеской романтикой молодой солдат сам не прочь был примерить на себя роль воина-интернационалиста . «Кто просился –  тогда никого не взяли, чтобы наверняка туда попасть, надо было нарушить дисциплину», – вспоминает Владимир. И однажды, во время экскурсии по ВДНХ он вместе с сослуживцем отстал от взвода и заблудился. Это послужило поводом для дисциплинарного взыскания.

Часть, куда направили Владимира, дислоцировалась в провинции Кундуз. Однако больше вспоминаются горные дороги. Была намотана не одна тысяча километров. Те годы афганцы называют самыми напряжёнными: множество боевых выходов и операция по ликвидации группировки Ахмад Шаха Масуда в Панджшерском ущелье, которое стало главным путепроводом для переброски из Пакистана вооружения моджахедам.

Находясь в центре этих событий, Владимир перевёз до места назначения сотни тонн ценных грузов. Опасными маршрутами добирались до Кабула и Поли-Хумри, Северного Кундуза – много где ещё пришлось побывать. Водитель на войне всегда под прицелом, каждый камень на дороге и куст на обочине могли оказаться замаскированными фугасами. С регулярным постоянством автоколонны попадали под обстрел, особенно в «зелёнке». Грузовой  «ЗИЛок» Самохина был буквально испещрён следами от пуль и осколков взрывных устройств. «Колонны обстреливались часто, не обходилось и без потерь. Молодёжь в основном гибла из-за неопытности и глупости, а старики – по привычке. К опасности ведь тоже привыкаешь, начинаешь относиться ко всему так, как будто так и должно быть, начинает притупляться чувство самосохранения, – делится размышлениями Владимир и добавляет: –  А по возвращении в часть нас всегда ждала банька: намоемся, отдохнём – и в путь. Месяц-полтора нас снова в роте нет».

Перед демобилизацией Владимиру Кузьмичу предлагали остаться и продолжить службу, но таким желанием он не горел, хотя сегодня признается, что не отказался бы вновь пройти через это испытание. А самым тяжёлым было возвращаться домой. Два года жёсткой солдатской жизни сделали из него другого человека, война оставила свой отпечаток на характере, сделала его жёстким. От мирной жизни отвыкнуть оказалось легче. Афганские горы заставили свыкнуться с мыслью, что родной дом, близкие люди -это где-то недосягаемо далеко, на другой планете. «Домой я ехал как будто в очередную командировку, и только тогда, когда я увидел мать, поверил, что я дома», – говорит Владимир.

Уйти в себя на гражданке дембелю не дали. Через месяц родственники подыскали ему работу в Тобольской милиции. Вернувшись в мае 1984-го, через  пять месяцев Владимир женился и перевёз молодую супругу Ольгу  из Свердловска (ныне – Екатеринбург) в древнюю столицу Сибири. Вырастили двух сыновей – Алексея и Сергея, подрастают три внука.

В органах внутренних дел Владимир Самохин также служил водителем сначала при дежурной части, а затем, когда у моста через Иртыш установили пост  Госавтоинспекции, его вместе с машиной перевели в ГАИ. Милиции он посвятил 21 год своей жизни.

Солдаты, закалённые тяжёлыми испытаниями войны, неохотно делятся воспоминаниями о годах армейской службы. Владимир Кузьмич – не исключение. Даже встречи с боевыми товарищами проходят в разговорах о  насущных проблемах, о семьях, в которых выросли  дети и уже взрослеют внуки. Реже всего говорят о боевом прошлом,   но бережно хранят память о тех, кто не вернулся.  Конечно, в голове то и дело всплывают одна за другой картины пережитых дней, Владимир  говорит, что и сейчас до мелочей вспоминаются дороги, которые пришлось преодолеть.

А по случаю 30-летия вывода советских войск из Афганистана ветеранам-афганцам и их близким хочется пожелать многих лет жизни и крепкого здоровья, – такими добрыми словами завершил наш разговор Владимир Самохин.

Читайте также: