Хранительница культурного очага. Анне Дмитриевне Завьяловой сегодня 80 лет

фото Анны Щербининой

Анна Дмитриевна Завьялова (в девичестве Малюгина), которой в Международный день пожилых людей исполнилось 80 лет, в особом представлении не нуждается. Её знают и уважают и в Тобольске, и в Тобольском районе.

Бывает, живёт человек уныло, серо, однообразно, работает себе потихоньку, никуда не высовываясь. Уйдёт – мало кто о нём и вспомнит. Анну Дмитриевну же судьба одарила немалыми организаторскими способностями, талантом лидера, обострённым чувством ответственности, глубокой порядочностью. С таким-то багажом едва ли незамеченным останешься. Анна Дмитриевна и живёт жизнью яркой, интересной, она из тех, кому покой только снится.

Родилась юбилярша в селе Ушаково Вагайского района в дружной, трудолюбивой семье. В 1937 году арестовали, увезли в Тобольск и расстреляли её дедушку по отцу (за год до её рождения). Папа ушёл на фронт, а в 1942 пришла похоронка.

Осталась мать с четырьмя детьми. Была она великая труженица, в колхозе работала от зари до зари. Аня прошла испытания голодом, холодом, нуждой, как и большинство детей военного времени. Но оттого лишь крепче стала. И не забыть ей, как жили они все дружно, помогали друг другу, заботились о младших, пожилых. Благодаря этому и выстояли. После окончания Ушаковской средней школы, где Аня вступила в комсомол, активно занималась общественной работой, художественной самодеятельностью, много читала (библиотека в школе по тем временам была богатая), она отправилась в город -поступать в библиотечный техникум. Аня успешно сдала вступительные экзамены, и уже практически была зачислена, как вдруг их пригласили ещё на одно испытание – творческое. “Мне, может, надо было быть поскромней, а я и ну петь, плясать, стихи читать”, рассказывает Анна Дмитриевна. И зачислили её на клубное отделение. Поступала в библиотечный техникум, а училась после его переименования в Тюменской областной культурно-просветительной школе. Выпустилась методистом и организатором клубной работы – фактически специалистом широкого профиля.

И отправилась она в подшефный колхоз “Заря коммунизма” в Карачино, где давно не было культработника. Очаг культуры тогда размещался в деревянной церкви. Всё хозяйство – проигрыватель, баян, два стула да деревянные лавки. Ну, и  большое желание Аннушки сделать досуг селян ярким, содержательным, интересным.

И она взялась за дело. Создала творческий актив, организовала хор, вокальный квартет, танцевальный кружок, агитбригаду,  начала проводить концерты, молодёжные мероприятия. В клуб пришла одарённая молодёжь. С балалайкой, гитарой на велосипедах агитбригада с выступлениями объезжала соседние деревни. Сценой для них служила машина с опущенными бортами в поле. Исполняли лирические песни, частушки, поднимали трудовой дух колхозников. Всех их она по сей день помнит по именам и рассказывает о них с большим теплом. Тогда она была ещё и комсомольским вожаком и была награждена грамотой обкома комсомола. Комсомольцы под её руководством принимали активное участие не только в культурной жизни села, но и в производственной деятельности колхоза, участвовали в субботниках (очищали коровники), заготавливали веники. В город на смотры ездили в открытых грузовиках, а дороги тогда оставляли желать лучшего.

Талантливого комсомольского лидера, как выяснилось, давно уже заметили и пригласили на работу в райком комсомола. Пришлось Анне переехать в город, где она и своё счастье повстречала. Виктор Завьялов в ту пору демобилизовался, и перед красавцем моряком, водолазом-глубокоподводником не устояло девичье сердце. После рождения первенца Анна ушла в декрет. А после её ждали в культпросветучилище, директор которого З. Г. Сухер хорошо помнил студентку-активистку.

К счастью, и квартира, где жили Завьяловы, и культпросветучилище, и детский сад были под горой. Так что Анна везде пешком успевала, а зимой Андрюшу на саночках везла. Работала она лаборантом клубного кабинета и преподавала клубные дисциплины. С годами стала заведующей клубного отделения. Её профессиональный уровень рос благодаря курсам повышения квалификации, которые проходили в Ленинграде. Преподавательской деятельности она посвятила более 30 лет жизни. Могла бы, наверное, и дальше работать – и запал был, и опыт колоссальный имелся, да только решила дать дорогу молодым. Посидела дома месяц-другой, вычистила все углы, оттёрла до блеска кастрюли. А дальше что? Энергии ещё было столько, что другой молодой позавидует. На полках пылился ворох заслуженных наград. Но и они не утешали нашу героиню.

Оттого она с радостью ухватилась за новое предложение и в 1996 года возглавила клуб “Ветеран” при городском доме культуры. Была инициатором создания вокального ансамбля “Мелодия”, клуба “Диалог”, кружка “Посиделки”. Поддерживала все творческие планы хора “Русская песня”. Клуб “Ветеран” гремел на весь город. Анна Дмитриевна старалась сделать всё от неё зависящее, чтобы пенсионеры не замыкались в четырёх стенах, шли в клуб, находя там диалоговую площадку, друзей по интересам и получали возможность для раскрытия своего творческого потенциала. И это ей удавалось. А для души пела в ансамбле “Мелодия”.

Правда, спустя 15 лет она вновь почувствовала, что надо давать дорогу молодым пенсионерам. Но и сегодня по-прежнему поёт в ансамбле и оказывает клубу методическую помощь.

Ну а свободное время, которого у неё теперь стало больше, тратит Анна Дмитриевна на дачные хлопоты. Урожай они с мужем собирают богатый. Так что осень жизни у Завьяловых на самом деле с золотым отливом.

Читайте также: