12 апреля – День космонавтики. За горизонтом – космос

Габрусь космос Байконур

Владимир Габрусь (справа)

В детстве, как и любой мальчишка, Владимир Габрусь  грезил о космических далях. Помнит, как однажды в их шестой класс вошёл учитель и сообщил о том, что Юрий Гагарин полетел в космос. Володя тогда с детской непосредственностью спросил учителя: «А что, он теперь будет важнее Ленина?».

В глазах Володи и его сверстников Юрий Гагарин действительно был героем №1.

Прошли годы. Владимир, окончив тюменский вуз, призвался в армию из Тюменского района. Это был 1971 год. Везли новобранцев в полной секретности – до прибытия на место никто из них не знал, где доведётся служить. На место прибыли 19 мая. Ночами стоял страшный холод, днём жара доходила до 40 градусов. Лишь когда увидели антенны-тарелки и ракету, поняли, что попали на космодром. Служить Владимиру довелось в ракетных войсках стратегического назначения, в 19 отдельной инженерно-испытательной части, которая дислоцировалась на Байконуре. Часть была большая – 1 800 человек рядовых и офицеров. Габрусь прибыл на службу в звании рядового. Через месяц его назначили старшим расчёта, а ещё через полтора месяца дали звание ефрейтора, затем младшего сержанта. В сентябре он возглавил комсомольскую организацию роты и одновременно начал выполнять обязанности замполита роты. Когда ему присвоили офицерское звание, он был назначен командиром отделения подъёмно-транспортного оборудования, которое осуществляло подъём ракеты на «стол».

Их часть была создана для испытания ракеты «Протон». Это была самая крупная ракета в Советском Союзе, детище конструкторского бюро академика Владимира Челомея. Предназначалась она для вывода больших объектов на космическую орбиту. Грузоподъёмность её составляла 21 тонну, сама она весила 705 тонн. Высота её была около 60 метров, и Владимир Александрович сравнивает её с высотой колокольни Тобольского кремля.

Первый пуск ракеты произошёл в 1965 году. Владимир же включился в испытания с 28-го пуска и завершил службу 36-м пуском. На сегодня этих ракет запущено в космос уже  416. Часть, где служил наш герой, имела четыре пусковых установки для ракеты «Протон». Запускали они космические аппараты «Марсы», «Луноходы».

Климат был тяжёлый. Но, несмотря на 40-градусную жару, роты осуществляли учебные марш-броски. Не забыть Владимиру Александровичу, как ему пришлось под палящим солнцем тащить на себе автомат и бойца, который вообще обессилел. Но в норматив они уложились, и роту не подвели.

Никакие тяготы службы не могли омрачить сознание того, что делают они великое дело, что они на переднем рубеже защиты страны и её космического развития.

За время службы и в дальнейшем Владимир Габрусь видел 21 космонавта, а с некоторыми даже общался в разных ситуациях. Несколько раз он видел Германа Титова, Валентину Терешкову, встречался с Андрианом Николаевым (с которым заседал в Верховном Совете РСФСР).

Во время его службы произошла трагедия: три космонавта – Виктор Пацаев, Георгий Добровольский, Владислав Волков, совершившие полёт на космическом корабле «Союз-11», выполнив задачу по стыковке со станцией «Салют» и приведению её в рабочее состояние, погибли, возвращаясь на землю. Произошла разгерметизация корабля, и их просто разорвало. Владимир Александрович помнит их старт – он как раз дежурил. Стоял июнь, небо утром было лазурно-голубым, и старт был красивейшим. Космонавты пробыли в космосе 24 дня, и так и не вернулись на Землю. Потом на 28 месяцев в стране были приостановлены все космические полёты с людьми.

ордена Байконур Габрусь

От Владимира Габруся мы узнали о том, что на космодроме есть чёрный день – 24 октября. В этот день ни одна ракета не взлетает, не заправляется. Это день траура. В этот день в 1960 году произошла гибель людей на космодроме. Боевая ракета взорвалась на старте. Тогда ещё не практиковали эвакуацию со стартовой позиции личного состава частей, и погибли не только рядовые, но и маршал артиллерии, представители ЦК партии, начальник космодрома и другие высокие лица. Погибло порядка 80 человек. 24 октября в 1963 году произошёл взрыв в монтажном корпусе, погибли восемь человек. В этот день на Байконур приезжают родственники, посещают могилы погибших, возлагают цветы.

Два года службы пролетели довольно быстро. Солдаты своего замполита, который делил с ними все тяготы службы на равных, любили, уважали. Когда демобилизовался и его провожали всей ротой, не мог сдержать слёз. Он мог бы связать свою жизнь с космосом (была такая возможность), но его ждали дела более приземлённые.

А Байконур не отпускал. Снился, и не только ему одному, а многим сослуживцам. Ностальгия по космодрому просто захлёстывала. И тогда они обратились к руководству Байконура с просьбой принять их и провести экскурсию. После новой встречи действительно стало легче.

Теперь о Байконуре напоминают медали, которые председатель городского совета ветеранов Владимир Габрусь не надевает – он человек великой скромности. В этом году решил изменить привычке  – обещает провести в школе «космические» уроки, и придёт к детям с медалями на груди.

Читайте также: