Педагогический институт – территория инноваций


Сегодня юное поколение ориентировано на жизненный успех, залогом которого является качественное образование, однако, не всегда просто принять решение о направлении своего дальнейшего жизненного и профессионального пути.

Современный мир развивается крайне динамично, перемены во всех сферах жизни, в том числе в системе образования. И сегодня, когда выпускники школ стоят перед важным для себя выбором, мы встретились с директором Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиала) Тюменского государственного университета Натальей Фроловой.

— Наталья Владимировна, какой он – Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева сегодня?

— Многогранный. Мне довелось стать его руководителем в год 100-летнего юбилея. Во время праздничных торжеств звучало множество откликов и воспоминаний об институте. С одной стороны, это вуз с вековой историей, бережно сохраняющий свои традиции. Большую роль в его жизни играет Совет ветеранов, который возглавляет Николай Михайлович Девятков, Заслуженный учитель профессионально-технического образования РФ. Рядом с ним всегда – Ольга Степановна Беломестных, Заслуженный учитель РФ, Николай Пантелеймонович Гайдым, Заслуженный тренер УССР по легкой атлетике, Петр Константинович Симонов, отличник культуры СССР, Абдулла Идрисович Фазылов, подполковник в запасе ракетных войск стратегического назначения. В этом году Совет ветеранов института признан лучшим среди первичных ветеранских организаций Тюменской области.

С другой стороны, наш вуз устремлен в будущее. В составе Тюменского государственного университета мы участвуем в проекте «5-100», который направлен на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров.
А если говорить языком цифр, то сегодня в Тобольском пединституте обучаются 2677 студентов по 87 образовательным программам высшего образования и 578 студентов по 6 программам среднего профессионального образования. В 2017 году планируется выпуск 818 молодых специалистов, получивших высшее образование. Тобольский педагогический институт осуществляет набор по 19 направлениям бакалавриата и 6 специальностям среднего профессионального образования на базе 9 и 11 классов. На 2017-2018 учебный год по государственному заданию и гранту Тюменской области нам выделено более 500 бюджетных мест, в целом план набора рассчитан на приём свыше 800 абитуриентов. Подготовку студентов ведут 113 преподавателей, в том числе 72 кандидата и 7 докторов наук.

— Каковы перспективы развития вуза в условиях жесткой конкуренции? Что дает основания для уверенности в его будущем?

— Сегодня мы ведём активную деятельность по разработке и внедрению новых образовательных стратегий и подходов, направленных на модернизацию профессиональной подготовки педагогов. Меняются форматы и технологии взаимодействия преподавателей и студентов.

Все чаще используются информационные технологии, существует запрос на командную и проектную работу. Вовлекаются в процесс обучения преподаватели других вузов с целью совместной реализации образовательных программ.

Идёт работа над Программой развития института до 2020 года, для чего создан Проектный офис, которым руководят Яркова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, и Черкасова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук. Коллеги обладают большим педагогическим опытом, Татьяна Яркова более 20-лет возглавляла кафедру педагогики.

Коллективом преподавателей института разработан проект «Открытая школа опережающих технологий». Институт планирует стать образовательной площадкой для всех возрастов: от дошкольников («детский университет») до людей третьего возраста. Уже запущен проект детского досугового центра «Евросад «Мы вместе», реализуемый в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» компании ПАО «СИБУР Холдинг». Работая над проектом, мы ориентируемся на положительный опыт Ульяновского государственного педагогического университета имени Н.И. Ульянова. В структуре этого университета есть научно-образовательный центр «У-Знайки», целью которого является эффективное развитие инновационной деятельности университета в области подготовки педагогов для системы дошкольного образования, осуществления научно-методической помощи дошкольным образовательным организациям.

В ответ на запросы современного рынка труда мы разрабатываем новые программы: адаптивная физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья, физическая культура; русский язык как иностранный, иностранный язык; тьюторство; социальное сопровождение.

— Есть мнение, что в местные вузы поступают только те абитуриенты, которые не могут больше никуда поступить, так ли это?

— Нет, я так не считаю. Мое мнение основано на достижениях и успехах наших студентов и выпускников. Например, выпускница Тобольского пединститута (филиала) ТюмГУ Виктория Алёшина в настоящее время продолжает образование в Университете Лидса (University of Leeds) в Великобритании по программе «Глобальное образование». Выиграть такой грант на оплату обучения в зарубежных университетах сложно, но нашей выпускнице это удалось.

— А какого абитуриента ждете Вы?

— Мы ждём целеустремлённых, думающих, мотивированных на выбранную профессию абитуриентов, готовых к динамичному саморазвитию в коллективе успешного, инновационно развивающегося вуза. Сегодня изменяется и отношение абитуриентов к педагогической профессии. Уровень подготовки выпускников школ, которые приходят учиться к нам, повышается год от года. Средний балл ЕГЭ зачисленных на первый курс в наш вуз вырос с 53,7 в 2012 году, до 58,91 – в 2016 году.

С целью привлечения в наш вуз энергичных и творческих людей разрабатываются и реализуются многочисленные проекты и программы: научные школы для одарённых детей «К.В.А.Н.Т», программы по робототехнике, летняя естественно-математическая школа, олимпиадное движение, в сентябре запланировано открытие Центра по олимпиадной подготовке школьников.

Мы приняли масштабное участие в профориентационных мероприятиях, которые были организованы на территории Тюменской области и её округов. Так, интересной и познавательной стала акция в Сургуте. Там с 6 по 8 апреля этого года проходила профориентационная выставка «Образование и карьера – 2017». Тобольский пединститут представил интерактивную площадку по 3D-печати, робототехнике, технологии 3D-сканирования и прототипирования. В течение трёх дней 3500 будущих абитуриентов посетили выставку. У старшеклассников Сургута, Сургутского района и других районов ХМАО, их родителей и педагогов была уникальная возможность познакомиться со всеми направлениями подготовки, узнать об особенностях поступления и обучения в нашем институте.

Надо сказать, что в рамках приёмной кампании 2017 года институт развернул беспрецедентную по своим масштабам серию рекламных мероприятий. Никогда ранее к такому объёму распространяемой информации и охвату территории институт не прибегал. Задействованы все популярные средства массовой информации: печатные периодические издания, радиостанции, телевидение и социальные сети. Можно привести большой список населённых пунктов Урала и Западной Сибири, где мы заявили о себе и получили отклики от абитуриентов, их родителей, и самое приятное – теплые слова и предложения о содействии в приёмной кампании от наших выпускников, окончивших институт десятилетия назад, работающих в школах севера.

Привлекательным наш институт выглядит и для выпускников школ Казахстана, чьи обращения мы постоянно получаем через социальные сети. Активное позиционирование института среди абитуриентов в самой популярной в России и странах СНГ социальной сети «Вконтакте» – так же инициатива этого года.

Школьникам легче задавать свои вопросы в комфортной для них среде социальных сетей, нежели звонить по телефону и писать по электронной почте. В течение нескольких минут любой желающий может получить квалифицированные ответы касательно поступления от специалистов приемной комиссии института. Для этого была создана отдельная группа по адресу vk.com/abiturient_tob, за несколько месяцев собравшая почти две тысячи подписчиков и сотни тысяч просмотров публикуемых материалов.

Мы настроены на большую востребованность института среди абитуриентов 2017 года с высокими результатами ЕГЭ.

— Чем может быть интересен Тобольский педагогический институт современным абитуриентам – представителям поколения цифровой эпохи?

— Участие нашего университета в программе «5-100» дает возможность включаться в актуальные проекты и школьникам, и студентам, и преподавателям. Школьники и студенты могут заниматься научным и техническим творчеством, освоением новых, в том числе цифровых, технологий на базе Центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) – «Тобольск-ПОЛИТЕХ», обладающего, благодаря выигранному нами гранту Министерства экономического развития Российской Федерации и Фонда содействия инновациям, а также благодаря поддержке Правительства Тюменской области, современным высокотехнологичным оборудованием: 3D-сканерами, 3D-принтерами, лазерными станками, плоттером.
Тобольский педагогический институт имени Д.И. Менделеева с 2016 года имеет статус регионального ресурсного центра Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР) и является региональной площадкой по подготовке к общероссийским робототехническим соревнованиям «ИКаР» (Инженерные Кадры России) для учащихся общеобразовательных организаций.
В феврале 2017 года мы провели региональный отборочный робототехнический фестиваль «РобоФест-Тобольск 2017». Победители соревнований, вместе с нашими преподавателями, представляли Тюменскую область на IХ Всероссийском молодежном робототехническом фестивале «РобоФест–2017» в городе Москва. Две наши команды – «Зеленое счастье» и «Шмели» – стали победителями в номинациях «Самый креативный подход» и «Пытливые умы». В адрес губернатора Тюменской области Владимира Якушева в мае 2017 года поступило письмо от организаторов фестиваля, в котором высоко отмечен вклад, который вносит Тюменская область в развитие программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».

Сегодня в вузе очень многое делается для активизации академической мобильности, продвижению программ международного образования. Уже обычными для нас стали визиты студенческих делегаций с целью обмена опытом из США, Канады, Италии, Сербии, Германии, Нидерландов и других стран. Но и наши студенты все громче заявляют о себе на международной арене.
Известны традиции вуза и во внеучебной и творческой деятельности. Это студенческие и педагогические отряды, Фестиваль «Студенческая весна», дебаты, интеллектуальные игры, спортивные состязания. Студенческая жизнь института – это особый мир, в котором каждый может найти своё место, стать заметным и успешным.

— Высшее образование – это не только образовательная, но и исследовательская деятельность. Что планируется сделать в сфере развития научно-исследовательской деятельности института?

— Все запланированные инновации построены на научно-исследовательской составляющей, только в этом случае они будут жизнеспособны и эффективны. Наши преподаватели активно участвуют в грантовой деятельности, защищают кандидатские и докторские диссертации. Например, кандидат исторических наук Светлана Раиловна Муратова выиграла грант РФФИ на реализацию проекта «Фортификационные идеи и формы долговременных укреплений на пограничных линиях Урала и Западной Сибири XVIII века», а доцент кафедры филологического образования Гузель Чахваровна Файзуллина – грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых по проекту «Корпус татарских народных говоров Тюменской области». Пользуясь случаем, хочу поздравить Гузель Чахваровну с успешной защитой докторской диссертации! Растет число публикаций преподавателей института в высокорейтинговых отечественных и зарубежных журналах, в том числе индексируемых в международных базах Scopus и Web of Science.

Есть и перспективные планы в рамках проекта Программы развития до 2020 года: открытие проектных научно-технологических центров в сфере экологизации, оздоровления, информатизации и киберизации; аналитико-образовательного центра исследования проблем коммуникативного образования и проблем коммуникации в городском пространстве.

— Любые изменения всегда ассоциируются с проблемами, болезнями роста. А есть ли такие проблемы в Тобольском педагогическом институте им. Д.И.Менделеева?

— Конечно, как и в любой изменяющейся организации, такие проблемы есть. Особенно чувствительной для института является проблема сокращения численности студентов, вызванная прежде всего так называемой «демографической ямой». Однако это проблема не сегодняшнего дня. Совсем недавно она затрагивала детские сады, школы, теперь она «перешла» на уровень профессионального образования.

Довольно точно по этому поводу высказался доктор исторических наук Вячеслав Юрьевич Софронов: «Демография – вещь упрямая и с ней не поспоришь. Число подрастающего поколения резко пошло на убыль с начала нынешнего столетия и число выпускников школ и, соответственно, поступающих в высшие учебные заведения абитуриентов снизилось в разы».

Сокращение численности студентов неизбежно повлекло за собой структурные изменения. В 2012 году и 2013 году в Тобольской педагогической академии имени Д.И. Менделеева, тогда ещё вуз имел самостоятельный статус, произошло сокращение факультетов с 8-ми до 4. И в столь непростое для вуза время ему пришлось пройти ещё одно испытание – процесс реорганизации. Академия была признана неэффективной по результатам мониторинга эффективности вузов России.
Позволю себе еще раз процитировать писателя Софронова: «Тот факт, что Тобольский пединститут оказался в составе Тюменского университета многие оценили негативно. Оно и понятно. Роль младшего брата не всем по душе. Но почему-то они не желают замечать положительные моменты, которые принесла с собой эта реорганизация. В первую очередь, это повышение требований как к педагогам, так и к студентам. Не все оказались готовы к подобному. Но это общемировой стандарт, и, хотим мы того или нет, в него нужно вписываться».

Отмечу также, что в результате присоединения к Тюменскому государственному университету Тобольский педагогический институт пополнил свой кампус великолепным историческим зданием, расположенным в центре города по адресу: ул. Ремезова, 26. Величественные мраморные лестницы, большие и светлые аудитории с современным ремонтом, высокотехнологичное оборудование – все это создает для студентов комфортные условия для получения качественного образования.

Мы считаем оптимистический взгляд на ситуацию оправданным. «Дно» численного сокращения абитуриентов пройдено. Уже на следующий 2018-2019 учебный год Министерством образования и науки РФ выделено почти на 100 бюджетных мест больше, чем в этом. Разрабатываются новые направления подготовки, которые, как мы считаем, будут привлекательны для современных абитуриентов. С ростом количества студентов произойдут и позитивные структурные изменения в институте. У нас есть планы по созданию кафедр по новым направлениям подготовки, развитию магистратуры. Впереди – переход на новую модель управления: руководство образовательными программами, развитие проектного управления и сетевого взаимодействия. Уже сегодня запущен процесс заключения договоров с зарубежными и отечественными высокорейтинговыми вузами в образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Хочу также отметить, что мы реализуем политику информационной открытости – на корпоративном портале (сайте) Тюменского государственного университета и Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева в открытом доступе размещаются все организационно-правовые документы и локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность университета и филиала, учебные планы и программы учебных курсов, предлагаемые студентам для изучения, информацию о всех ярких событиях из жизни института.

Мы, в свою очередь, нуждаемся и в обратной связи: нам хотелось бы знать мнение выпускников и нынешних студентов о том, что происходит в вузе. И желательно, чтоб это была не просто критика и сетования в адрес руководства, а деловые предложения, которые можно было бы неспеша и вдумчиво реализовать.

Для оказания содействия руководству Тюменского государственного университета и Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева в осуществлении уставной деятельности и в решении стратегических задач развития, содействия в обеспечении нашей конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг и научных исследований, мы создаем Попечительский совет Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева. Войти в состав Попечительского совета дали согласие глава Тобольска Владимир Мазур, первый заместитель главы Яна Зубова, глава Тобольского района Юрий Батт, депутаты представительных органов власти муниципальных образований и региона, руководители крупных предприятий и компаний, выпускники нашего вуза и общественные деятели.

— Тобольский пединститут всегда ассоциировался с понятием градообразующего учреждения города. Как вы считаете, будет ли он играть такую роль в дальнейшем?

— Сегодня Тобольский пединститут по-прежнему остаётся важной частью жизни Тобольска, по-прежнему участвует в формировании интеллектуальной элиты города. Более того, ключевая идея развития вуза – стать центром опережающих технологий в образовании, социальной сфере, экономике и производстве, раздвигающих рамки урбанистической экосистемы и создающих модель будущего.

Читайте также: