Стрекозы на снегу – такое кино

Фото Дарьи Федотовой

Тобольский кремль вновь погрузился в киноатмосферу, пропитался духом начала XVIII века.

Начался летний период съёмок масштабного проекта «Тобол» (включает в себя полнометражный художественный фильм и сериал по одноименной книге Алексея Иванова, выйдут на экраны в 2019 году). Ожили деревянные декорации, оставленные съёмочной группой с весны. Десять «КамАЗов» песка и 8 кубометров сена потребовалось для создания атмосферы древнего города (закрыли современную), где ещё не было каменного кремля.

– Семён Ремезов о нём только мечтает и достраивает деревянный, мечты его сбудутся при содействии сибирского губернатора Матвея Гагарина. Белокаменную Софию в кино «сотрут» с помощью компьютерной графики. Сейчас снимается сцена приезда в город отряда Ивана Бухгольца (которого играет Александр Лазарев). На площадке сегодня также Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Агата Муциенеце и Филипп Рейнхардт, – поясняет продюсер фильма Олег Урушев.

Летние съёмки в Тобольске на двух площадках – у кремля и под горой, продлятся до 15 августа, но в планы, как обычно, может вмешаться непредсказуемая погода Сибири. Так, она уже внесла свои коррективы в зимний период, когда на съёмочной площадке совсем исчез снег. О трудностях, с которыми у нас столкнулись создатели фильма рассказывает Олег Урушев.

– Сибирь в понимании любого человека ассоциируется со снегом и морозом, но в тот раз что-то пошло не так. Весна пришла слишком рано, вместо шапок белого снега у нас на подгорной площадке (у Чувашского мыса) грязь, комары и стрекозы, которые садились на наш искусственный снег. Да, пришлось и его закупать, хотя по смете не предполагалось. К тому же, его нещадно смывал дождь. Дорогие костюмы и парики Гагарина и других персонажей могли испортиться от воды, поэтому съёмки приходилось приостанавливать. Один из главных актёров Андрей Бурковский заболел на съёмках… Но несмотря ни на что, вся съёмочная группа вместе с актёрами довольны, что остановили свой выбор на Тобольске, – уверяет продюсер.

– Мы все очарованы живыми декорациями вашего города. А ещё здесь на Тобольской земле мы ощущаем огромную поддержку как со стороны правительства региона, местных властей, так и со стороны простых тоболяков.
Многие горожане готовы сниматься совершенно бескорыстно, и на ветру или жаре часами ожидать своего мимолётного звёздного часа. Некоторые даже делятся кое чем из своих подсобных хозяйств. Вот колоритный на вид бухарец, которого играет Навриз Муратов из Тобольского района, отдал на съёмки трёх лошадей.

– Я снимался и зимой – на своём коне буду ездить в фильме. Здесь же у меня и отец, и сын – решили семейным подрядом поучаствовать в съёмках. Нам всё нравится, очень хотим, чтобы наш Тобольск этот проект прославил ещё больше, – делится с нами сельский житель.

А Алексей Нелюбин из тюменского клуба исторической реконструкции «Сибирская вольница» приехал на съёмки, вернее приплыл на собственном дощанике, специально изготовленном для проекта.
– Чтобы построить такое судно, изучали досконально всю имеющуюся литературу в библиотеках. Нас в клубе восемь человек, кто увлекается таким строительством, все прибудут в Тобольск, как только начнутся съёмки на воде, сами будем управлять дощаниками. По сценарию на них должен будет плыть до Тобольска князь Гагарин, – рассказывает реконструктор.

Известные актёры также мечтали получить роли в «Тоболе». Агата Муцениеце признаётся, что в её фильмографии не хватает исторической драматургии, и таких героинь, как Бригитта, раньше не было.

– Как все, я пришла на пробы, выучила текст, сыграла сцену, разговаривала с акцентом – я по национальности латышка, мне было легче. Возможно, этот факт и помог, мне досталась роль шведки, которая с мужем находится в плену в Тобольске. О Сибири раньше было представление только поверхностное – холод и снег, а когда приехала весной – у вас оказалось теплее, чем в Москве», – удивляется Агата.

И швейцарскому актёру Филиппу Рейнхардту в Сибири нравится всё без исключения. И белокаменный кремль, природа, погода, русский язык и особенно русская душа. Она – прекрасна, считает швейцарец. А Россия – сумасшедшая и красивая. В Сибири ему совсем не холодно (нынешним-то летом!), под верхним холщовым рубищем нет никакого термобелья.

– Холодно? – Нет, пляж, – смеётся Филипп. – Меня согревают ваши прекрасные люди в Сибири. Я много читал о вашем крае, увидел – и полюбил ещё больше. В Тобольске очень вкусная «риба», – по-русски произнёс актёр, показывая жестами удивительный вкус сибирской рыбы.

Не меньше 10 миллионов.
Столько зрителей должно увидеть «Тобол» в кинотеатрах – ставят перед собой задачу создатели фильма. По мнению продюсера, кинопроект будет интересен таким странам, как Китай и Швеция. Зарубежный вариант сериала будет называться «Начало Сибири», так более понятно и знакомо для иностранцев.

Помимо швейцарца в кино также занята китайская актриса в роли близняшек остячек Хомани – Айкони. При этом китайский караван, пришедший в Тобольск, предположительно составят истинные выходцы с Востока. Сегодня идут переговоры с компанией «СИБУР Тобольск» о том, чтобы на съёмочной площадке отработали 30 китайцев, строящих сейчас объекты «ЗапСиба».

Как рассказал Олег Урушев, между книгой, сериалом и фильмом будут различия. Так, в фильме на первый план выведут любовные сюжетные линии. Их будет сразу три: между главной героиней Машей Ремезовой и Иваном Демариным, шведами Ренатом и Бригиттой, любовный треугольник между Айкони, украинцем Новицким и шведом Табертом.

– Разгул любви будет, – шутит продюсер. – Изначально роман Алексею Иванову заказывался про Ремезова и Гагарина. Аудитория книги и сериала будет схожа. Но в киноверсии мы вывели на первый план любовь, потому что понимаем: в кино в большинстве ходят молоденькие девушки, им это будет интересно, и эта аудитория приносит деньги. Откровенные сцены будут, но в меру дозволенного.

Также в фильме и сериале постараются избежать исторических неточностей – консультируют кинематографистов сотрудники Тобольского музея-заповедника. Тем не менее, Олег Урушев предупреждает – в проекте есть грубая ошибка, допущенная сознательно. Приукрасили князя Матвея Гагарина – он будет высоким и статным, а не маленьким и толстым, как в жизни. Это связано с тем, что роль изначально Иванов писал для Дмитрия Назарова.

– Он отказался, заявив, что будет играть только сибирского «архитектона» Ремезова. Переделывать героя не стали, – поясняет Урушев.
Что достанется Тобольску
Сразу успокоим тоболяков, болеющих за свой любимый город – после окончания съёмок всё освещение кремля будет возвращено на место. Сегодня светильники хранятся на складе музея-заповедника.

Работа закончится, но Тобольск ещё долго будет вспоминать эти съёмки, потому как тобольское архитектурное приданое пополнится эксклюзивным посадом, разместившимся у Чувашского мыса (бывшая нефтебаза). Одним из главных партнёров кинопроекта выступает Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник и, по словам и.о. директора музея Виталия Лагутина, выстроенная киношниками площадка – это будущий музейный интерактивный проект под названием «Посад сибирских старожилов».

– Под него выделялись федеральные средства, создана концепция, и мы уверены, что проект будет востребован и тоболяками, и гостями города, – рассказывает Лагутин. – Многие вещи, к примеру, Ремезовское подворье, построены по проекту писателя Алексея Иванова. Нет точных сохранённых данных, каким оно было, и автор романа помог съёмочной группе.

Куда денутся закупленные для подворья живые куры, утки, коровы и лошади, мы спросить не успели. Точно знаем, что продюсер подарит музейному проекту киношный трофей … виселицу.

Кстати, заинтересовался тобольской площадкой и режиссёр Сергей Бодров, приступивший к съёмкам «Сердца Пармы» также по роману Иванова.

– Это XV век, и они готовы достроить здесь деревянные строения. Надеюсь, этот комплекс будет жить не только музейной жизнью, но и киношной, – резюмировал Олег Урушев.

Наталья ЮРЬЕВА

Читайте также: